До 2011 г. организации могли по своему усмотрению и в бухгалтерском, и в налоговом учете создавать резерв по сомнительным долгам. Сохранилось ли за компаниями право выбора в этом году, Минфин России рассказал в письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295.
Финансисты разъяснили, что в 2011 г. организации, как и раньше, в налоговом учете могут по своему усмотрению формировать резерв по сомнительным долгам. В бухучете права выбора больше нет. При наличии сомнительной задолженности компании обязаны создавать резерв.
Не хочешь — заставим
В начале года в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, были внесены изменения, которые установили новые правила для создания резерва по сомнительным долгам (приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н). Теперь организация всегда создает такой резерв в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением суммы резерва на финансовые результаты организации.
Кроме того, установлены новые критерии для сомнительной задолженности. Таковой считается задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. То есть для признания долга сомнительным в бухгалтерском учете не нужно дожидаться закрепленного договором срока его погашения. Если есть основания считать, что задолженность не будет погашена в срок, предусмотренный договором, организация включает ее в состав сомнительных долгов, не дожидаясь окончания этого срока.
Налоговый учет
В налоговом учете, как и раньше, у организаций выбор остался. Они могут либо не создавать резерв по сомнительным долгам, либо создавать его по правилам ст. 266 НК РФ. В этом случае суммы отчислений в резерв включаются во внереализационные расходы на последнее число отчетного (налогового) периода.
Рассмотрим две ситуации: первая — в налоговом учете резерв не создается, вторая — формирование резерва закреплено в учетной политике для целей налогообложения.
Резерв не создается
Если в налоговом учете принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам, задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, списывается в расходы только после ее признания безнадежной.
В бухгалтерском учете эта же задолженность будет списана на финансовые результаты в момент ее признания сомнительной, то есть когда она не будет оплачена в срок, установленный договором (или раньше, если у организации есть основания полагать, что задолженность не будет погашена в срок).
В результате в бухгалтерском учете на основании ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» будет формироваться вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива (ОНА). Он будет погашаться в момент списания задолженности в налоговом учете.
пример
Задолженность по договору поставки товаров составляет 10 000 руб.
Срок оплаты по договору — 15 июля 2011 г. У организации 14 июня 2011 г. появилась информация, что долг с большой долей вероятности не будет оплачен в срок. Согласно учетной политике для целей налогообложения организация в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создает.
В бухгалтерском учете на 14 июня 2011 г. данная ситуация будет отражена так:
Дебет 91 Кредит 63
— 10 000 руб. — сформирован резерв по сомнительным долгам;
Дебет 09 Кредит 68
— 2000 руб. — сформирован ОНА (10 000 руб. х 20%).
В момент признания задолженности безнадежной делаются следующие записи:
Дебет 63 Кредит 62
— 10 000 руб. — списана безнадежная задолженность за счет резерва;
Дебет 68 Кредит 09
— 2000 руб. — погашен ОНА.
Резерв формируется
Резерв по сомнительным долгам формируется в налоговом учете по определенным правилам. Они изложены в ст. 266 НК РФ. Этот порядок отличается от аналогичных правил для бухучета.
Так, в налоговом учете сомнительной может быть признана только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В бухучете таковой может быть любая задолженность, в том числе не связанная с реализацией товаров (работ, услуг), например задолженность по предоставленным займам, выданным авансам.
В налоговом учете задолженность считается сомнительной, только когда пропущен срок ее погашения по договору. В бухучете задолженность признается сомнительной и раньше этого срока, если имеются основания считать, что она не будет погашена в срок.
Есть различия в моменте формирования резерва. В налоговом учете резерв формируется в последнее число отчетного (налогового) периода, в бухгалтерском — в момент выявления сомнительной задолженности.
В налоговом учете четко прописан порядок формирования резерва. Сомнительная задолженность, возникшая более чем за 90 дней до даты формирования резерва, полностью включается в сумму резерва. Долги, появившиеся за 45—90 дней до этой даты, входят в сумму резерва в размере 50% от суммы задолженности. Задолженность, образовавшаяся менее чем за 45 дней до даты формирования резерва, в него не включается. Далее рассчитанная величина резерва сравнивается с предельной величиной, которая составляет 10% от выручки того же отчетного (налогового) периода. Если расчетная сумма резерва больше предельной величины, в резерв включается сумма, соответствующая предельной величине, если меньше — в резерв включается сумма, соответствующая расчетной величине резерва.
В бухучете таких строгих правил формирования резерва по сомнительным долгам нет. Указано лишь, что величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета организация может установить в бухгалтерской учетной политике такие же правила формирования резерва по сомнительным долгам, как в налоговом учете.
Тем не менее полностью избежать применения ПБУ 18/02 не удастся. Временные разницы будут возникать по долгам, не связанным с реализацией товаров (работ, услуг), например по договорам займа, поскольку в налоговом учете такая задолженность сомнительной не признается.