Справку о подтверждающих документах, содержащую сведения о нескольких таможенных декларациях, нужно представить в банк не позднее 15 календарных дней, отсчитываемых от наиболее ранней даты выпуска, указанной в этих декларациях. Если 15-дневный срок истек в отношении всех деклараций, поименованных в справке, просрочка по каждой из них считается отдельным административным правонарушением (постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 140/10).
При осуществлении валютных операций по внешнеторговой сделке резиденты должны подать в банк, в котором оформлен паспорт сделки, документы (таможенные декларации), свидетельствующие о ввозе товаров, и справку о подтверждающих документах.
В соответствии с п. 2.2 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258‑П подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Справка и подтверждающие документы представляются в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых с даты, следующей за датой выпуска товаров, определяемой по отметкам о выпуске в грузовой таможенной декларации (ГТД).
Форма справки приведена в приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 № 258-П. В ней могут указываться сведения о нескольких ГТД, по которым производилась поставка товаров, но со ссылкой на один паспорт сделки. Причем положения валютного законодательства не содержат обязательных требований о представлении отдельной справки о подтверждающих документах по каждой ГТД.
За нарушение срока подачи справки организацию могут привлечь к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Поскольку этот срок отсчитывается от даты выпуска товаров по ГТД, возникает вопрос: является ли пропуск срока представления справки, в которой указаны сведения о нескольких ГТД, одним административным правонарушением, или правонарушений все-таки несколько?
Привлечение к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 долгое время было предметом обсуждений и споров.
В одном из дел в 2005 г. по данной статье организацию признали виновной сразу в десяти правонарушениях.
Суды первой и апелляционной инстанций сам факт привлечения к ответственности признали правомерным. Но при этом апелляция посчитала неверным назначение штрафа за непредставление каждого документа.
Суд кассационной инстанции поддержал эту позицию, признав неправомерным взыскание штрафа за каждый факт правонарушения в рамках одной статьи.
В качестве аргументов он указал, что была проведена одна проверка, составлен один акт, один протокол, вынесено одно постановление, значит, правонарушение одно и наказывать за него надо один раз, даже если в рамках одной статьи выявлено десять фактов нарушения закона. Но тогда дело не было рассмотрено в надзорной инстанции.
И вот недавно одно из подобных дел попало в ВАС РФ, который пришел к противоположному выводу, решив, что каждая просрочка таможенной декларации — самостоятельное административное правонарушение.
Фабула
Организация заключила с иностранной компанией контракт на поставку товаров. По нему в уполномоченном банке оформили паспорт сделки. Товар был получен по нескольким ГТД. Согласно отметкам на них товары были выпущены 29 и 30 декабря 2008 г. Все ГТД включены в одну справку о подтверждающих документах, представленную организацией в банк 19 января 2009 г.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора провело проверку на предмет соблюдения организацией валютного законодательства. По ее результатам организацию привлекли к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за пропуск срока представления справки по ГТД от 30.12.2008 и отдельно за пропуск срока по ГТД от 29.12.2008.
Организация, посчитав, что привлечена к административной ответственности дважды за одно и то же нарушение, обратилась в суд.
Исковые требования
В исковых требованиях она просила признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ГТД от 29.12.2008.
Судебное разбирательство
Суды всех инстанций исковые требования удовлетворили. Они исходили из того, что резиденты вправе представлять в качестве формы учета одну справку с подтверждающими документами по нескольким фактам поставки товара. В связи с тем что организация уже была привлечена к административной ответственности за несвоевременную подачу данной справки в отношении ввоза товаров по другой декларации, суды сочли ее привлечение за несвоевременное представление этой же справки в отношении ввоза товаров по декларации от 29.12.2008 повторным.
Позиция ВАС РФ
Коллегия судей ВАС РФ с мнением нижестоящих судов не согласилась. Она отметила, что срок подачи справки отсчитывается от даты выпуска товаров по ГТД. Поэтому представление одной справки по нескольким поставкам товаров в рамках одного контракта не может рассматриваться как основание, исключающее применение сроков для ее подачи по каждой таможенной декларации.
Исходя из п. 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П обязанность представлять справку о подтверждающих документах возникает по каждому факту ввоза на территорию РФ или вывоза с территории РФ товаров. Отчетный период с общей датой представления справки в отношении товаров, выпускаемых таможенными органами в этом периоде, данным пунктом не предусмотрен.
Таким образом, неисполнение в установленный срок обязанности по представлению справки о подтверждающих документах по каждому факту ввоза на территорию РФ или вывоза с территории РФ товаров образует самостоятельные правонарушения с разными моментами совершения, а следовательно, с разными моментами истечения срока давности для привлечения к административной ответственности.
В данной ситуации таможенные органы выпустили товар 29 декабря 2008 г. Предельный срок для подачи справки — 13 января 2009 г., правонарушение совершено 14 января 2009 г., срок давности привлечения к административной ответственности истекает 14 января 2010 г.
По декларации, за несвоевременное представление справки, по которой организация ранее привлекалась к административной ответственности постановлением управления, признанным законным в судебном порядке, дата выпуска товара — 30 декабря 2008 г. Предельный срок для представления справки — 14 января 2009 г., правонарушение совершено 15 января 2009 г., срок давности истекает 15 января 2010 г.
Итак, организация могла представить одну справку с подтверждающими документами по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ по одному и тому же контракту и выпущенным таможенным органом 29 и 30 декабря 2008 г., до 14 января 2009 г. Представив ее 19 января 2009 г., организация допустила два нарушения срока, каждое из которых является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов и отказал организации в удовлетворении иска.