Президиум ВАС РФ решил проблему, связанную с моментом уплаты НДС при реализации конкурсным управляющим заложенного имущества должника в ходе процедуры банкротства.
Проблема заключается в следующем. Налоговым кодексом установлено, что при реализации имущества в ходе проведения процедуры банкротства база по НДС определяется из цены реализации. Налоговым агентом по НДС в этом случае признается лицо, уполномоченное реализовать указанное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ) и обязанное исчислить и уплатить налог в бюджет в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 173 НК РФ).
В ходе процедуры банкротства налоги считаются обязательными платежами (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве).
Порядок распределения средств, полученных от реализации предмета залога в ходе процедуры банкротства, если этим залогом обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, регулируется ст. 138 Закона о банкротстве. В ней предусмотрено, что из средств, вырученных от реализации предмета залога, 80% направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника. Оставшиеся 20% вносятся на специальный банковский счет должника. С этого счета 15% направляется на погашение требований кредиторов первой и второй очереди, а оставшиеся средства включаются в конкурсную массу.
До 2009 г. Закон о банкротстве прямо предусматривал, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований. То есть НДС по реализации конкурсным управляющим имущества должника следовало уплачивать в бюджет после удовлетворения требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом реализованного имущества.
С 2009 г. данное положение было исключено из Закона о банкротстве. В связи с этим возникает вопрос: когда нужно уплачивать в бюджет НДС — до распределения полученных средств в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве, или после? Ведь НДС предъявляется продавцом покупателю дополнительно к стоимости товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Некоторые суды считают, что, поскольку НДС предъявляется покупателю дополнительно к цене реализации, он не входит в цену реализованного имущества, а значит, не учитывается в расчетах с кредиторами (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2010 № А63-23451/2008).
Но если придерживаться этой позиции, получается, что происходит преимущественное удовлетворение отдельного текущего требования. Ведь налоги, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к текущим платежам четвертой очереди (п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве). Текущие платежи должны погашаться за счет конкурсной массы (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве). А при таком подходе очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Законом о банкротстве, нарушается.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 21.06.2011 № 439/11 решил проблему. Он признал незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в удержании суммы НДС из полученной при продаже предмета залога стоимости и непогашении в этой части требований кредитора.
Из решения суда следует, что сумма, полученная от реализации предмета залога, распределяется в порядке ст. 138 Закона о банкротстве с учетом НДС.
Ситуация
Решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель был признан банкротом. В рамках дела о банкротстве был назначен конкурсный управляющий.
Он реализовал на торгах имущество должника, являвшееся предметом залога по договору ипотеки и договору залога, заключенным в целях обеспечения исполнения обязательств предпринимателя перед банком по кредитному договору.
Из полученных денежных средств управляющий уплатил НДС с реализации имущества, а оставшуюся сумму перечислил в счет погашения задолженности перед банком.
Банк такое положение дел не устроило, и он обратился с иском в арбитражный суд.
В суде банк предъявил жалобу на действия конкурсного управляющего должника, выразившиеся в подаче декларации по НДС, переводе на счет налоговой инспекции денежных средств в счет уплаты НДС, неполном погашении долга должника перед банком по кредитному договору за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога.
В обоснование жалобы банк сослался на ст. 138 Закона о банкротстве, регулирующую специальные правила расчетов с залоговыми кредиторами преимущественно перед иными кредиторами, а также специальную очередность между ними в удовлетворении их требований. Кроме того, по мнению банка, предприниматель утратил статус плательщика НДС в связи с признанием его банкротом. Поэтому в силу п. 1 ст. 143 НК РФ и ст. 216 Закона о банкротстве физическое лицо не может считаться плательщиком НДС, вытекающего из сделок, совершенных после утраты им статуса индивидуального предпринимателя, признанного несостоятельным (банкротом).
Суды всех инстанций отказали банку в удовлетворении исковых требований. Они исходили из того, что действующее законодательство предусматривает обязанность конкурсного управляющего уплатить НДС при реализации имущества должника в рамках процедуры банкротства и что сумма НДС не входит в цену реализуемого имущества и не учитывается при расчетах с кредиторами.
Изучив доводы заявления и рассмотрев материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум.
Президиум ВАС РФ решения судов отменил и признал незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в исчислении и уплате НДС за должника, удержании указанной суммы НДС из полученной при продаже предмета залога стоимости и непогашении требований банка в соответствующей части по кредитному договору.