При вступлении в силу закона, смягчающего административную ответственность, положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ реализует лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, путем отмены этого постановления и вынесения нового с учетом новых, более мягких норм (постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 2174/11).
В части 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Однако порядок реализации этих положений в КоАП РФ четко не прописан. В результате административные органы нередко отказывают в пересмотре наказания в сторону смягчения. ВАС РФ решил положить конец порочной практике.
Фабула
Управление антимонопольной службы привлекло компанию к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. После вынесения соответствующего постановления в силу вступил закон, смягчающий административную ответственность за данный вид правонарушения. Однако Управление отказало компании в изменении постановления, указав, что в КоАП РФ не закреплен порядок пересмотра вступивших в законную силу, но не исполненных постановлений в случае введения в действие закона, смягчающего административную ответственность.
Компания обратилась в суд.
Исковые требования
Компания просила признать незаконным бездействие антимонопольной службы в виде непринятия мер по смягчению административного наказания и пересмотреть размер штрафа.
Судебное разбирательство
Суды всех инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Они пришли к выводу, что, поскольку на заявление и ходатайство компании даны ответы, отсутствует бездействие со стороны административного органа. По мнению судов, вопрос о применении той или иной административной санкции вследствие вступления в силу нового закона может решаться в случаях привлечения к административной ответственности до принятия решения судьей, иным административным органом. В таких ситуациях общее правило ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ не действует, а новый закон применяется как имеющий обратную силу при назначении административного наказания, если улучшает положение лица, совершившего данное правонарушение. При оспаривании постановлений административных органов в порядке главы 25 АПК РФ изменение арбитражным судом санкции в силу принятия нового закона противоречит ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ. Суды сочли, что непринятие административным органом действий по снижению размера штрафа не привело к нарушению прав заявителя. Кроме того, они отметили, что новый закон, смягчающий ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ, не является смягчающим для компании, поскольку размер примененного штрафа находится в пределах новой редакции ст. 14.31 КоАП РФ.
Кассационный суд отметил, что в главах 30 и 31 КоАП РФ не установлен порядок пересмотра вступивших в законную силу, но не исполненных постановлений в случае введения смягчающего закона. При этом право либо обязанность должностного лица самостоятельно изменить вступившее в законную силу постановление главой 30 КоАП РФ не закреплено.
Позиция ВАС РФ
Коллегия судей ВАС РФ усмотрела в решениях судов нарушение действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления при отмене или признании утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное. Следовательно, положения п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона реализуются применительно к п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ путем прекращения исполнения постановления.
Непринятие мер по применению нового закона, смягчающего административную ответственность, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, считается бездействием органа (должностного лица), применившего ответственность в смысле положений главы 24 АПК РФ.
Президиум ВАС РФ решения судов отменил, признал незаконным бездействие Управления и обязал его рассмотреть ходатайство компании об уменьшении размера штрафа.