В письме от 08.08.2011 № АС-4-3/12847@ ФНС России разъяснила, как представлять единую (упрощенную) декларацию налогоплательщикам, применяющим УСН и временно не ведущим хозяйственную деятельность.
ФНС дает добро
Напомним, что с 2007 г. налогоплательщики получили возможность в случае временного приостановления ведения деятельности представлять в налоговые органы не пачку нулевых налоговых деклараций, а одну единую (упрощенную) декларацию (п. 2 ст. 80 НК РФ). Налоговым кодексом определено, что такая декларация должна представляться в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.
Комментируемым письмом налоговики разрешили налогоплательщикам, применяющим УСН, не осуществляющим операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющим по налогу, уплачиваемому при УСН, объекта налогообложения, представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию только за налоговый период (календарный год).
Свой вывод они обосновали тем, что у налогоплательщиков, применяющих УСН, отсутствует обязанность представления налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.
На первый взгляд разъяснения налоговиков вполне логичны и благоприятны для налогоплательщиков. Но мы все же не рекомендуем ими пользоваться и вот почему.
Наши возражения
Во-первых, позиция налоговиков может измениться. Дело в том, что Минфин России в письме от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118, отвечая на вопрос о взыскании штрафа за нарушение установленного срока представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации, отметил, что единая (упрощенная) налоговая декларация, содержащая сведения по одному или нескольким налогам, по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога. В этой связи финансисты пришли к выводу, что применять ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» НК РФ в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок единой (упрощенной) налоговой декларации нельзя, а нужно применять п. 1 ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ.
То есть Минфин России (вышестоящее для налоговиков ведомство) считает единую (упрощенную) декларацию иным документом, отличным от обычной налоговой декларации. Если исходить из этой позиции, то отождествлять порядок представления обычной налоговой декларации и единой (упрощенной) декларации нельзя.
Порядком заполнения единой (упрощенной) налоговой декларации (утвержденным приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н) предусмотрено, что такая декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом. При этом для налога, налоговый период по которому установлен как календарный год, а отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев (а УСН как раз и относится к таким налогам), при заполнении декларации в графе 3 «Налоговый (отчетный) период» в соответствующей ячейке указывается значение налогового (отчетного) периода по конкретному налогу (за квартал — «3», за полугодие — «6», за девять месяцев — «9», за год — «0»). Ни Налоговым кодексом, ни Порядком для налогоплательщиков, применяющих УСН, никаких особых условий заполнения и представления упрощенной декларации не предусмотрено. То есть из буквального прочтения норм налогового законодательства получается, что налогоплательщики, применяющие УСН, единую (упрощенную) декларацию должны представлять четыре раза в год.
Во-вторых, представление единой (упрощенной) декларации плательщиками УСН не имеет практического смысла. По замыслу законодателей при отсутствии деятельности и объектов налогообложения заполнение и представление одной единой (упрощенной) декларации вместо пачки нулевых деклараций по налогам должно облегчить жизнь налогоплательщикам. Но в случае УСН такого облегчения не происходит. Единая (упрощенная) декларация фактически заменяет только декларацию по УСН.
Причем, представляя вместо нулевой декларации по УСН упрощенную декларацию, налогоплательщик приобретает дополнительные риски. Дело в том, что одним из условий, при которых разрешается представлять такую декларацию, является отсутствие движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (в кассе организации). То есть нужно постоянно контролировать движение денежных средств по банковским счетам. Ведь даже если деятельность не ведется и вы не проводите никаких операций по счетам, есть риск, что на счет может, например, поступить ошибочно зачисленная сумма или банк решит начислить комиссию за операции прошлых лет, за которые он забыл ее взять. Если вы представите единую (упрощенную) декларацию, а при проверке будет выявлено, что по счетам было движение денежных средств, налоговики оштрафуют вас по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.
В-третьих, в письме ничего не говорится о том, что оно доведено до нижестоящих налоговых органов для использования в работе. Оно является лишь частным ответом на интернет-обращение. Поэтому с большой долей вероятности в случае представления единой (упрощенной) налоговой декларации только за налоговый период (календарный год) налоговые органы на местах будут штрафовать налогоплательщиков за ее непредставление по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев.
Таким образом, на наш взгляд, налогоплательщикам, применяющим УСН, лучше вообще не связываться с единой (упрощенной) декларацией и в случае отсутствия деятельности представлять в налоговые органы нулевую декларацию по УСН.