Череда недавних трагедий на воде заставила власти серьезно озаботиться проблемами транспортной безопасности. Правительство РФ представило на рассмотрение Госдумы законопроект с изменениями в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и другие законодательные акты.
Контролировать безопасность на воде будет новый орган
Предлагается на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства создать новый орган государственного управления на водном транспорте — администрации речных бассейнов. Они будут создаваться в форме федеральных бюджетных учреждений. Данным организациям передадут функции, которые сейчас закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Кроме того, за ними закрепят ряд функций, в настоящее время осуществляемых Ространснадзором. В частности, на них возложат государственную регистрацию судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, государственную регистрацию спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов. В состав администраций речных бассейнов будут входить инспекции государственного портового контроля. Порядок осуществления государственного портового контроля должен утверждаться Правительством РФ.
Должностные лица администраций речных бассейнов будут иметь статус государственных транспортных инспекторов. Они, в частности, смогут по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, суда и иные плавучие объекты, проводить их осмотры, обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю. При проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей помимо служебного удостоверения они обязаны будут предъявить копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки.
Должностным лицам администраций речных бассейнов предполагается также предоставить право выдавать юрлицам и предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, предъявлять иски о возмещении вреда, вступать в рассмотрение судебного дела по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.
Изменятся правила государственной регистрации
По законопроекту государственная регистрация самоходных и несамоходных судов внутреннего плавания, в том числе маломерных судов, которые построены или оборудованы для рыболовства, перевозки грузов, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для выполнения мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения, осуществляется в государственном судовом реестре администрацией речного бассейна. Остальные маломерные суда регистрируются в судовой книге уполномоченным органом исполнительной власти. При этом под маломерным понимается судно, наибольшая длина которого не превышает 20 м, а допустимое количество людей на борту — 12 человек. Маломерное судно массой менее 100 кг и мощностью двигателя не свыше 5 л.с. не придется регистрировать в судовом реестре или судовой книге.
Реестра арендованных иностранных судов не будет. Суда, которым временно предоставлено право плавать под Государственным флагом РФ, включаются в реестр арендованных судов. В нем же будет осуществляться регистрация сделок по аренде судов без экипажа.
Документов, которые должны быть на судне, станет больше
В дополнение к существующему пакету из десяти документов нужно будет иметь еще четыре: квалификационное свидетельство, свидетельство об управлении безопасностью эксплуатации судов судовладельца, свидетельство об управлении безопасностью эксплуатации судна и мерительное свидетельство.
Классификацию и освидетельствование судов будут проводить специальные уполномоченные Росморречфлотом автономные учреждения или иностранные классификационные общества. Исключение составят отдельные маломерные суда. Их классификацией и освидетельствованием займутся федеральные органы государственной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Требования к судовладельцам
Судовладельцы будут разрабатывать систему управления безопасностью эксплуатации судов судовладельца и систему управления безопасностью эксплуатации судна. Эти системы должны содержать мероприятия технического и организационного характера по поддержанию судовых конструкций, машин, механизмов, устройств и систем в надлежащем техническом состоянии, мероприятия по действиям персонала судовладельца и экипажа судна в аварийных и нештатных ситуациях, порядок взаимодействия персонала судовладельца с береговыми службами, порядок взаимодействия персонала судовладельца и судового персонала в процессе эксплуатации судов, распределение обязанностей всех членов экипажа судна, планы и отчеты по проведению учений и тренировок.
Судовладельцу предстоит заключить с администрацией речного бассейна, в котором он будет эксплуатировать суда, договоры на использование инфраструктуры внутренних водных путей и диспетчерское регулирование движения судов.
Ужесточены требования к капитанам судов. Помимо гражданства РФ капитан обязан иметь диплом капитана судна, свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное Росморречфлотом.
В настоящее время судовладелец вправе назначить ответственным за безопасную эксплуатацию судов любое лицо. По законопроекту таким ответственным может быть только лицо, удовлетворяющее требованиям к профессиональному образованию, квалификации, стажу и аттестации, утверждаемым Росморречфлотом.
Судовладелец обязан поднять затонувшее судно независимо от того, создает затонувшее имущество угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте или нет. Судовладелец должен немедленно известить администрацию соответствующего речного бассейна о затоплении судна.
Напомним, что сейчас собственник затонувшего судна (имущества) поднимает его лишь по требованию органов надзора, а уведомлять о затоплении не обязан.
На подъем судна судовладельцу отводится год. Затопленное судно, создающее препятствия и угрозу безопасности судоходства, должно быть поднято в течение срока, установленного администрацией речного бассейна.
Если собственник не известен, администрация речного бассейна размещает официальную публикацию о необходимости подъема судна судовладельцем. Если собственник не выполняет обязанность по подъему судна, за его счет это делает администрация речного бассейна.
ОСАГО на воде
По законопроекту собственник может эксплуатировать суда только при условии страхования гражданской ответственности судовладельца за причинение вреда имуществу юридических и физических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, а также за причинение вреда инфраструктуре порта и водных путей.
Как минимум должны быть застрахованы следующие риски:
- вред, причиненный судном третьим лицам в результате утраты, гибели или повреждения любого имущества, в том числе инфраструктуре порта и внутренних водных путей;
- вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, в том числе бункерным топливом;
- убытки, понесенные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в связи с предусмотренной обязанностью судовладельца.
Минимальная страховая сумма будет устанавливаться в отношении каждого судна в соответствии с его валовой вместимостью.
Для судна вместимостью не более 2000 т страховая сумма составит 20 млн руб. Для судна вместимостью более 2000 т к указанной сумме за каждую последующую единицу вместимости прибавляется 8000 руб. Для судна вместимостью менее 300 т страховая сумма составляет одну шестую страховой суммы для судна вместимостью не более чем 2000 т.
Страховая компания будет выдавать страховой полис на каждое судно. Копия полиса, заверенная страховщиком, должна обязательно находиться на судне.
Изменения в других законодательных актах
Законопроект предлагает дополнить КоАП РФ новой статьей, устанавливающей ответственность за ведение предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии или с нарушением ее условий. Максимальный размер административного штрафа для граждан и должностных лиц составит 100 000 руб.
О начале предпринимательской деятельности по перевозке грузов морским, внутренним водным и железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах, буксировок морским транспортом, перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа, транспортировки грузов по железнодорожным путям общего пользования юридические лица и предприниматели обязаны уведомить соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти.