Минздравсоцразвития России подготовило и разместило на своем сайте законопроект о ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, принятой Международной организацией труда (МОТ) в Женеве 23 июня 1992 г. (далее — Конвенция).
Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента РФ и решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Он предусматривает, что Россия будет обеспечивать защиту требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя посредством предоставления привилегий. Что это означает?
Государства, ратифицирующие Конвенцию, принимают на себя либо обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из раздела III Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, либо обязательства, вытекающие из обоих разделов.
Выбор указывается в декларации, сопровождающей ратификацию.
Как следует из проекта закона, Россия будет придерживаться раздела II Конвенции. Иначе говоря, требования трудящихся должны удовлетворяться из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов.
Под неплатежеспособностью предпринимателя Конвенция понимает ситуации, когда в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе. В российском законодательстве данная процедура регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Какие же требования трудящихся подлежат защите?
Согласно Конвенции предоставление привилегий должно распространяться как минимум на требования:
- по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;
- по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;
- по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;
- по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.
Важный момент: национальное законодательство должно предоставлять требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований. В частности, они должны иметь приоритет перед требованиями государства и системы социального обеспечения.
В российском законодательстве требования по выплате заработной платы и иных причитающихся работнику выплат при банкротстве работодателя не ограничиваются каким-либо сроком.
При увольнении по причине ликвидации работодателя работнику помимо зарплаты должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ), а также сумма выходного пособия, максимальный размер которого может составлять трехмесячный средний заработок работника (ст. 178 ТК РФ).
Государство обеспечивает получение работником всех не выплаченных ему сумм заработной платы и выходных пособий путем удовлетворения данных требований во вторую очередь (п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). В первую очередь удовлетворяются лишь требования по причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, в российском законодательстве требования трудящихся при банкротстве работодателя имеют привилегии перед требованиями остальных конкурсных кредиторов, в том числе перед требованиями государства и системы социального обеспечения. То есть все требования Конвенции выполняются.
Соответственно ратификация Конвенции не повлечет за собой необходимость внесения каких-либо изменений в действующее законодательство.
Отметим, что требования Конвенции должны выполняться государством, ратифицировавшим ее как минимум в течение десяти лет. Лишь по истечении этого срока участник МОТ может денонсировать ее. Другими словами, как минимум десять лет права трудящихся при банкротстве работодателя будут защищаться по международным стандартам.