Проанализировав новые правила выставления счетов-фактур, в том числе корректировочных, Минфин России высказал свою позицию о том, как нужно оформить эти документы при возврате товаров. Разберемся, насколько обоснованна точка зрения специалистов финансового ведомства.
Позиция Минфина
Когда покупатель возвращает продавцу товар, фактически изменяется количество ранее отгруженных продавцом товаров. По общему правилу при уточнении количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В письмах от 02.03.2012 № 03-07-09/17 и от 27.02.2012 № 03-07-09/11 специалисты Минфина России пришли к следующему выводу. По их мнению, при возврате товаров необходимость выставления корректировочного счета-фактуры продавцом будет зависеть от того, были приняты или нет возвращаемые товары к учету покупателем.
Если покупатель возвращает товар, который он уже принял у себя к учету, продавец выставлять корректировочный счет-фактуру не должен. Финансисты объясняют это тем, что подп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, установлена обязанность покупателя отражать в ч. 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета показатели счетов-фактур, выставленных покупателем при возврате принятых им на учет товаров продавцу. Поэтому в данной ситуации счет-фактура на возврат товаров составляется покупателем и корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются.
Если же покупатель возвращаемые товары не принял у себя к учету (например, брак обнаружен в процессе оприходования товаров), продавец товаров должен составить корректировочный счет-фактуру. Более подробно эта ситуация была рассмотрена нами в «БП», 2012, № 08.
Наши контраргументы
На наш взгляд, вопрос о том, должен или нет продавец составлять корректировочный счет-фактуру при возврате покупателем товаров, зависит от того, по каким причинам возвращается товар, а не только от того, был принят он к учету продавцом или нет.
Ведь если причиной возврата товаров является ненадлежащее исполнение условий договора купли-продажи (разновидностью которого является договор поставки), никакой реализации товаров покупателем поставщику не происходит. Это односторонний отказ стороны договора от исполнения договорных обязательств, а никак не обратная реализация. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 28.01.2010 № КА-А40/14851-09 отметил, что возврат некачественного товара не может классифицироваться как его обратная реализация. При этом суд сослался на ст. 475 ГК РФ. На основании этой статьи покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Кроме ненадлежащего качества товаров, причиной их возврата из-за неисполнения договорных условий могут быть:
- отказ продавца передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы (ст. 464 ГК РФ);
- передача продавцом в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшего количества товара, чем определено договором (ст. 466 ГК РФ);
- нарушение ассортимента переданных товаров (ст. 468 ГК РФ);
- передача покупателю товара, подлежащего затариванию и (или) упаковке, без таковой или в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 482 ГК РФ).
Во всех этих случаях никакой реализации не происходит, а значит, покупатель не должен составлять при возврате товаров счет-фактуру. В подобных ситуациях продавец должен, руководствуясь п. 3 ст. 168 НК РФ, составить корректировочный счет-фактуру независимо от того, был возвращаемый товар принят на учет покупателем или нет.
Кстати, в подп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, на который ссылается Минфин России, нет прямого указания на то, что во всех случаях, когда покупателем товар был принят к учету, при его возврате продавцу должен составляться счет-фактура. В нем лишь сказано, что «в части 1 журнала указываются счета-фактуры, выставленные покупателем-налогоплательщиком продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров». Такая формулировка говорит лишь о порядке регистрации счетов-фактур, но никак не о том, что при возврате принятых на учет покупателем товаров покупатель всегда должен составлять счет-фактуру.
На наш взгляд, покупатель должен выставить продавцу счет-фактуру при возврате товара, который полностью соответствует договорным условиям и возвращается не по причинам, связанным с нарушением договорных обязательств.
Итак, подведем итог. Исходя из требований Налогового кодекса и норм гражданского законодательства при возврате товара, не соответствующего договорным условиям, покупатель товара счет-фактуру не составляет, поскольку такой возврат не является реализацией. При этом не имеет значения, был принят товар к учету покупателем или нет. А вот продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру.
Если же возвращается годный товар, полностью соответствующий условиям договора его купли-продажи, покупатель должен выставлять продавцу счет-фактуру, поскольку происходит реализация товара. Продавец при этом никакого корректировочного счета-фактуры не составляет.