Неожиданный вывод сделал Минфин России в письме от 02.03.2012 № 03-04-05/6-251. Финансисты решили, что если физическое лицо не заплатило вовремя проценты по полученному займу (кредиту), то дохода в виде материальной выгоды по ст. 212 НК РФ не возникает. Так ли это на самом деле?
В комментируемом письме Минфин России указал, что «дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, в случае несвоевременной оплаты процентов по кредитному договору, ст. 212 Кодекса не предусмотрено». Если читать эту фразу дословно, то может создаться впечатление, что при просрочке уплаты процентов по кредитному договору дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах не возникает вообще. Однако 15 днями ранее в письме от 15.02.2012 № 03-04-06/6-39 Минфин России на аналогичный вопрос ответил, что датой получения дохода в этом случае является день фактической уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. Неужели за две недели позиция главного финансового ведомства кардинально поменялась?
На самом деле ответ Минфина России, данный в комментируемом письме, нельзя рассматривать в отрыве от заданного в письме вопроса. Ситуация, изложенная в письме, следующая. Банк начислил проценты по кредитному договору и направил уведомление о возникновении у физического лица по итогам 2011 г. дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Оплату процентов физическое лицо в указанный в договоре срок не произвело. Банк направил запрос в главное финансовое ведомство, спросив, возникает ли в этом случае у физического лица доход в виде материальной выгоды и соответственно обязанность банка как налогового агента по уплате НДФЛ? Минфин России дал процитированный нами ответ, сказав, что в этом случае никакого дохода у физического лица не возникает.
Действительно, в момент начисления процентов по кредиту никакого дохода в виде матвыгоды у физического лица, получившего кредит, не возникает. Доход возникнет только в момент оплаты начисленных процентов. Ведь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
Поэтому данный в комментируемом письме ответ не означает, что дохода в виде матвыгоды от экономии на процентах в случае их несвоевременной оплаты у физлица никогда не будет.
Как видите, позиция Минфина России не поменялась. А неудачная формулировка ответа в комментируемом письме, данная в «лучших» традициях Минфина России, лишний раз доказывает, что читать разъяснения финансистов следует очень внимательно, соотнося их с нормами действующего законодательства и рассматривая их в контексте заданного вопроса.