Росстат представил данные проверок Роспотребнадзором торговых организаций за 2011 г., согласно которым отечественные товары в прошлом году стали еще качественнее и снова значительно опередили по этому критерию импорт. Даже такую проблемную в прошлом для российских производителей продукцию, как овощные и ягодные консервы, теперь можно покупать с меньшей опаской, чем завозные.
В 2011 г. органы Роспотребнадзора провели 75 000 проверок торгующих организаций, выявлено 65 000 административных правонарушений: 45,7% — по статье «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»; 31,1% — «Нарушение иных прав потребителей»; 7% — «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»; 4,2% — «Обман потребителей»; 3,7% — «Невыполнение в срок законного предписания», 2,4% — «Нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». К административной ответственности привлечено 55 000 правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 77 млн руб. К этому добавим, что за 2011 г. из 19 продовольственных товарных групп среди отечественной продукции ухудшились показатели проверок только по трем и незначительно, а среди импортных продтоваров — по 11, и нередко отсев по качеству вырос многократно. Для примера возьмем плодоовощные и ягодные консервы — ранее больная тема для их российских производителей. Теперь, как видно из таблицы, маринованными огурцами и прочими помидорами лучше закусывать отечественными.
По среднему показателю отсева из-за несоответствия качественным критериям российская еда победила импортную: 3,1% против 6,6%.
Среди 17 непродовольственных групп товаров ухудшение доли выявленных недостатков произошло по двум позициям среди отечественной продукции и по четырем — среди импортной. Но показательнее средний счет отсева по качеству — соответственно 3,9% против 20,3%.
Можно возразить — много ли сегодня найдешь непродовольственных товаров под отечественными марками, особенно среди сложной бытовой техники. Но качественно собирать и продавать тоже надо уметь.
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок*, % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров | |||
|
отечественных 2011 г. |
импортных справочно 2010 г. |
2011 г. |
справочно 2010 г. |
Продовольственные товары | ||||
Мясо и птица |
2,8 |
8,1 |
2,3 |
5,8 |
Изделия колбасные |
3,3 |
6,8 |
40,6 |
1,5 |
Консервы мясные и мясорастительные |
2,1 |
2,7 |
0,1 |
4,5 |
Продукция рыбная пищевая товарная |
8,3 |
12,0 |
11,1 |
14,7 |
Масло животное |
3,6 |
6,0 |
0,4 |
0,2 |
Масла растительные |
2,3 |
0,9 |
11,1 |
0,3 |
Цельномолочная продукция |
5,5 |
6,9 |
2,6 |
3,9 |
Кондитерские изделия |
7,4 |
9,0 |
9,2 |
5,6 |
Сахар |
1,5 |
2,7 |
— |
2,6 |
Сыры жирные |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
1,8 |
Изделия макаронные |
1,0 |
1,4 |
1,2 |
0,2 |
Крупа |
2,4 |
5,6 |
11,6 |
2,2 |
Консервы плодоовощные и ягодные |
5,3 |
20,4 |
16,3 |
3,1 |
Папиросы и сигареты |
1,1 |
2,0 |
4,8 |
4,0 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
2,1 |
3,9 |
1,4 |
0,7 |
Вина виноградные и плодовые |
2,0 |
8,5 |
2,6 |
3,6 |
Коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные |
0,8 |
7,3 |
2,1 |
3,8 |
Вина шампанские и игристые |
1,6 |
0,3 |
2,5 |
0,2 |
Пиво |
2,5 |
3,6 |
2,6 |
4,4 |
Непродовольственные товары | ||||
Изделия швейные |
2,3 |
37,8 |
20,7 |
58,2 |
Изделия чулочно-носочные |
1,4 |
19,8 |
45,9 |
32,4 |
Обувь кожаная |
4,9 |
11,0 |
59,6 |
86,7 |
Изделия трикотажные |
1,4 |
9,2 |
6,0 |
41,6 |
Телевизоры |
5,1 |
4,2 |
10,1 |
11,7 |
Аппаратура видеозаписи и воспроизведения | ||||
бытовая (видеомагнитофоны) |
4,0 |
9,9 |
18,6 |
22,2 |
Видео- и аудиокассеты с записью |
3,1 |
17,4 |
0,5 |
1,4 |
Устройства радиоприемные |
9,0 |
17,9 |
20,8 |
35,9 |
Холодильники бытовые |
2,7 |
3,6 |
32,7 |
12,5 |
Часы бытовые |
3,0 |
18,4 |
37,0 |
47,9 |
Машины стиральные |
1,6 |
12,4 |
13,3 |
11,4 |
Электропылесосы |
2,2 |
3,4 |
12,1 |
22,4 |
Мебель бытовая |
14,6 |
19,6 |
30,2 |
40,4 |
Изделия парфюмерно-косметические |
9,1 |
12,3 |
17,3 |
23,7 |
Мыло туалетное твердое |
0,7 |
0,6 |
0,1 |
2,9 |
Синтетические моющие средства |
0,5 |
2,2 |
1,4 |
0,4 |
Фотоаппараты |
0,5 |
30,4 |
18,3 |
71,2 |
* По данным Роспотребнадзора.