Изучаем новые Правила противопожарного режима с МЧС России

| статьи | печать

15 мая вступили в силу Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»1. Чем отличаются новые Правила от старых, насколько обременительны они будут для бизнеса, какие обязанности появились у руководителей организаций? С этими и другими вопросами мы обратились к Сергею Воронову, заместителю директора Департамента надзорной деятельности МЧС России, к.т.н.

«ЭЖ»: Чем новые Правила противопожарного режима отличаются от прежних норм2?

С.В.: Появилось четкое разделение требований капитального и режимного характера.

Все, что касается применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности3, — это капитальные требования, которым должны отвечать здания и сооружения. Для реализации указанных требований необходимы значительные как материальные, так и временные затраты.

Режим — это правила поведения людей, содержания зданий, сооружений, отдельных помещений и территорий.

В прежних правилах содержалось много жестких требований не только к режиму, но и к отдельным элементам противопожарной защиты. Принятое постановление определяет только противопожарный режим, и капитальные требования в него не включены. Основная задача — чтобы противопожарные системы правильно обслуживали, эксплуатировали и не повреждали в повседневной жизни.

Кроме того, изменился статус документа. Ранее это был нормативный правовой акт МЧС России. Теперь уровень выше — постановление Правительства РФ. Немного актов такого уровня утверждаются Правительством РФ. В данном случае речь идет о самой главной ценности — сохранении жизни и здоровья людей. Поэтому у принятого акта такой высокий статус.

«ЭЖ»: Будут ли пожарные инспекторы требовать выполнения предписаний, выданных по прежним правилам?

С.В.: Ситуация следующая. Подготовлен проект приказа министра МЧС России об отмене приказа, которым были установлены правила, действовавшие до вступления в силу постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

Часть требований, которые ранее содержались в предписаниях, должны стыковаться с новыми требованиями. Если они корреспондируют с новой редакцией, пожарный инспектор будет требовать их исполнения, если нет — инспектор не вправе их применять. Они должны быть исключены из предписания.

«ЭЖ»: Какие обязанности появились у руководителей организаций с вступлением в силу Правил?

С.В.: Руководитель, как и прежде, уполномочен организовать работу по обеспечению пожарной безопасности: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, при необходимости создать пожарно-техническую комиссию для профилактической деятельности по предупреждению пожаров. В первую очередь это касается производственных объектов с массовым пребыванием людей. Массовым считается одновременное присутствие на объекте 50 и более человек.

Помимо этого есть ряд обязательных требований, подробно изложенных в общей части постановления. И практически в каждой из частей Правил красной нитью проходит обязанность руководителя хозяйствующего субъекта обеспечить пожарную безопасность. В старых правилах это было размыто, в новых конкретизировано.

«ЭЖ»: Учитывались ли при создании Правил недавние события, в частности пожар в клубе «Хромая лошадь», на башне «Федерация» московского делового центра? Какие новеллы появились в связи с этим?

С.В.: Четко прописан запрет пиротехнических и огненных файер-шоу на объектах с массовым пребыванием людей при проведении культурно-зрелищных мероприятий. Хранение горючих газов запрещено в определенных местах. В помещении, где единовременно пребывают свыше 50 человек, должно быть минимум два выхода. В «Хромой лошади», где в ночное время находилось почти 300 человек, имелся только один эвакуационный выход.

Словом, предусмотрены случаи, которые инспектор пожарного надзора не может отследить: по ночам он не будет ходить с проверкой — закон запрещает. Это режим, выполнение которого обязан обеспечить руководитель организации.

Пожар на строящейся башне «Федерация» случился из-за того, что стройплощадка освещалась мощными софитами. Шел процесс заливки бетона. Это возможно при любых погодных условиях. Но на морозе, чтобы застывал залитый бетон, его накрывают специальным материалом. С этой целью строители нанесли специальное покрытие для защиты от воздействия внешней температуры, чтобы соблюсти технологию. Однако сильным порывом ветра покрытие сорвало и перекинуло на софиты. Начался пожар. Все требования по расстоянию расположения софитов были соблюдены. Если бы не было сильного порывистого ветра, пожар бы не возник.

Тем не менее теперь Правилами предусмотрено применение негорючих или трудногорючих материалов при проведении отдельных видов строительно-монтажных и реставрационных работ. Подобная норма и ранее существовала, но теперь это однозначно регламентировано. Увеличен диапазон видов деятельности, где необходимо применение негорючих материалов, по разным объектам: производственным, складирования, культурно-зрелищным учреждениям, учебным заведениям, сельскохозяйственным объектам и т.п.

«ЭЖ»: Как изменились требования к работам, в процессе которых используется открытый огонь (пожароопасным работам)?

С.В.: Прежде всего Правилами предусмотрено, что работы, связанные с применением открытого огня, проводятся при исключении прямого контакта огня и горючих материалов. Перед огневыми работами необходимо провентилировать помещения, в которых возможно скопление паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов, и обеспечить место проведения огневых работ первичными средствами пожаротушения. Запрещается применять открытый огонь, а также электрические калориферы и газовые горелки инфракрасного излучения в помещениях для обогрева рабочего персонала. Подробно режимные требования изложены, в частности, в главе XVI «Пожароопасные работы» и в иных главах, касающихся производства работ повышенной пожарной опасности. Это не новеллы, такие режимные требования существовали и ранее, но сейчас их конкретизировали с учетом применения отдельных материалов, процедуры выполнения работ. Прежние правила были приняты в 2003 г. С тех пор многое изменилось.

«ЭЖ»: Что надо учитывать при согласовании наряда-допуска на выполнение огневых работ? Есть ли изменения?

С.В.: Главное новшество: бремя ответственности при выполнении огневых работ теперь лежит на хозяйствующем субъекте, согласование с органами государственного пожарного надзора не требуется. Видов огневых работ много. И по каждому факту их выполнения нереально направлять на объект инспектора пожарного надзора — людей не хватит. Да и отслеживать, как выполняются огневые работы, — функция не инспектора.

Все производители таких работ имеют соответствующие допуски, проходят противопожарные инструктажи либо обучаются пожарно-техническому минимуму. У хозяйствующего субъекта есть лица, ответственные за соблюдение пожарной безопасности. И нас нельзя упрекнуть в том, что мы пытаемся избыточно регулировать все и вся.

«ЭЖ»: Будут ли какие-то объекты или направления деятельности особо тщательно проверять в связи с принятием новых правил?

С.В.: Понятия «особо тщательно» не существует. Мы работаем по утвержденным планам. И если я прихожу на объект, на любой объект, у меня нет предвзятого отношения. Делаю то, что положено: проверяю объект и деятельность всех лиц, находящихся на нем, по полному перечню.

Как говорится, если инспектор приходит на объект, то должен проверить его от подвала до крыши, причем с учетом специфики объекта, будь то производство или больница. У нас инспекторы — универсалы.

Все хозяйствующие субъекты в равном положении. Только ответственность распределяется по-разному — в зависимости от характера нарушенного требования. Часть требований напрямую связана с защитой жизни и здоровья людей, а часть — с защитой имущественных интересов.

«ЭЖ»: Меняются ли требования к средствам пожаротушения и их комплектации?

С.В.: Новых требований нет.

«ЭЖ»: Руководителям организаций предстоит внести изменения в инструкции по пожарной безопасности или разработать новые?

С.В.: Я сторонник того, что лучше создать новое, нежели реставрировать старое. Тем более что инспектор будет требовать по новым Правилам, а не по тем, которые действовали ранее.

«ЭЖ»: Насколько затратным будет процесс перестройки системы пожарной безопасности организации по новым Правилам?

С.В.: Правила носят исключительно режимный характер, и надо их исполнять. Существенных материальных и временных затрат на это не требуется.

«ЭЖ»: Что делать, если, несмотря на все меры предосторожности, пожар все-таки начался?

С.В.: Немедленно сообщить в пожарную охрану и принять меры по организации эвакуации людей. Если на объекте нет натренированной добровольной пожарной дружины, не стоит проявлять бессмысленное геройство, в результате которого люди становятся инвалидами или погибают. Пожар нередко распространяется быстрее, чем люди могут бегать: бросились с огнетушителями в горящий цех, там и остались… Не допускайте людей туда, откуда нет возврата. Помните первое правило: вызовите пожарную охрану.

1 За исключением отдельных пунктов, вступающих в силу 1 сентября 2012 г.

2 Приказ МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03).

3 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Правила противопожарного режима в РФ: за что отвечает руководитель организации*

Обязанность руководителя организации

Основание
(пункт Правил)

Назначает

лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте

Пункт 4

Обеспечивает:

· наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны — в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок

Пункт 6**

· планов эвакуации людей при пожаре — на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для десяти и более человек

Пункт 7**

· инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара — на объекте с ночным пребыванием людей

Пункт 9**

· телефонной связи, электрических фонарей, средств индивидуальной защиты — на объекте с ночным пребыванием людей

· передачу в подразделение пожарной охраны информации о количестве людей, находящихся на объекте с круглосуточным пребыванием

Пункт 10

· наличие телефонной связи и устройств для подачи сигнала тревоги при пожаре — в зданиях для летнего детского отдыха

Пункт 11

· не менее двух эвакуационных выходов из помещений, этажей зданий для летнего детского отдыха, зданий детских дошкольных учреждений

На объекте с массовым пребыванием людей:

· инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре

Пункт 12

· практические тренировки — не реже одного раза в полугодие

· на дверях помещений производственного и складского назначения — их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Пункт 20

· исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуа­ционные выходы

Пункт 43

· выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака»

Пункт 14**

· содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий и сооружений в исправном состоянии

Пункт 24

· сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров

Пункт 27

· исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода

Пункт 55

· исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года

· укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже одного раза в год)

Пункт 57

· исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки

Пункт 61

· наличие огнетушителей по нормам согласно приложениям 1 и 2 к Правилам

Пункт 70

· исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам

Пункт 75

· своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы

Пункт 77

· при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей
(дискотеки, торжества, представления и др.):
а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях

Пункт 30

· наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования

Пункт 37

· доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара (при возникновении пожара)

Пункт 35

Организует:

· круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (на объектах с ночным пребыванием людей)

Пункт 8

· проведение работ по заделке негорючими материалами, отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями

Пункт 22

· проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний — не реже одного раза в пять лет

Пункт 24

· проведение проверок работоспособности противопожарного водопровода — не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов

Пункт 55

* О других обязанностях руководителя организации, в том числе связанных с отраслевой спецификой, см. Правила.

** Пункт будет применяться с 1 сентября 2012 г.