Попытка Саратовского завода «Медупак» доказать противоречие п. 2.2 Правил учета газа, утвержденных приказом Минтопэнерго России 14 октября 1996 г. (зарегистрированы Минюстом России 15.11.96 № 1198), нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не удалась.
В пункте 2.2 Правил учета газа (далее — Правила), утвержденных Минтопэнерго России 14 октября 1996 г., в частности, установлено, что количество газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), учитывается по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
Почему завод решил оспаривать норму
В 1997 г. завод приобрел нежилое здание, оборудованное котельной согласно проекту, к которому у Госгортехнадзора не было замечаний. У ведомства не было замечаний и к используемому оборудованию для учета потребления газа. Учет вели с помощью счетчика газа ротационного РГ-100.
В 2010 г. при обследовании газопотребляющего оборудования газораспределительная компания пришла к выводу, что узел учета газа, соответствующий Правилам, отсутствует. В частности, не имелось в наличии корректора, датчиков давления, температуры, перепада давления. Кроме того, оборудование не было опломбировано.
В результате газораспределительная компания рекомендовала заводу провести реконструкцию оборудования и зафиксировала ее допсоглашение к договору поставки газа. Тем не менее, несмотря на наличие допсоглашения, газораспределительная компания решила, что в такой ситуации завод должен был использовать расчетный способ определения количества потребленного газа, а следовательно, больше платить. В итоге компания обратилась в суд с требованием взыскать с завода задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами, но в суде проиграла.
Суд не оценивал используемое для определения количества потребленного газа оборудование, а оценивал условия договора поставки газа, который допускал использование для расчета количества потребленного газа в том числе счетчиков РГ. Исходя из условий договора требования газораспределительной компании не были удовлетворены (постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2010 № А57-12334/2009, легитимность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 05.05.2011 № ВАС-2332/11).
Завод решил попытаться доказать легитимность использования своего счетчика с помощью признания недействующим того самого пункта Правил, которому этот счетчик не соответствует.
В чем несоответствие
По мнению завода, п. 2.2 Правил противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 4, 5, 426 ГК РФ, ст. 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1 КоАП РФ, ст. 1—3, 5, 7, 8, 18, 25 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 1, 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», п. 21, 22, 23 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162, п. 1—3, 12, 14, 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317. Завод ссылался на то, что обязанность по установке и использованию узла учета газа не предусмотрена действующим законодательством (ни один нормативный правовой акт не содержит такого понятия, как узел учета газа), ну и конечно же на отсутствие претензий к проекту котельной со стороны Госгортехнадзора.
Противоречия нет
ВАС РФ решением от 17.05.2012 № ВАС-26-13/12 заявление завода оставил без удовлетворения. Суд руководствовался следующим.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.95 № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития Минтопэнерго России было поручено пересмотреть и утвердить правила учета газа. Министерство 14 октября 1996 г. утвердило Правила учета газа, в которых изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики России. Согласно п. 2.2 Правил узел учета — это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться время работы узла учета, расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях, среднечасовая и среднесуточная температура газа, среднечасовое и среднесуточное давление газа (п. 2.4 Правил).
Изучив все доводы завода, ВАС РФ счел их неверными. Перечислять их вряд ли стоит. Пожалуй, самое главное в принятом решении ВАС РФ то, что несоответствие терминов и определений, содержащихся в Правилах (узел учета), Правилах поставки газа и Законе об энергосбережении (приборы учета), по мнению суда, не влечет несоответствия п. 2.2 Правил названным нормативным правовым актам, не нарушает прав и законных интересов завода. В Правилах говорится о приборах учета газа. Узел учета — это обобщающее понятие совокупности средств измерений (приборов учета), обеспечивающих учет количества газа, контроль и регистрацию его параметров. В силу п. 2.5 Правил по согласованию поставщика и потребителя газа количество газа может определяться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или температуре и давлению. В связи с этим учет газа юрлицом, использующим его в качестве топлива или сырья, возможен как по узлам учета, так и по приборам учета с автоматической коррекцией по температуре или температуре и давлению по согласованию поставщика и потребителя газа.
Таким образом, оспариваемый пункт Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Вопрос приведения терминов и определений, содержащихся в Правилах, в соответствие с терминами, содержащимися в федеральных законах и иных НПА, должен быть урегулирован на законодательном уровне, а не в судебном порядке. Так решил ВАС РФ.
к сведению
Как пояснили в суде представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, счетчики газа ротационные РГ-100 измеряют объем движущегося в трубопроводе газа при действующих давлении и температуре. Коммерческому учету подвергается газ, параметры которого приведены к нормальным условиям.
Чтобы определить объем газа, который подлежит оплате, необходимо использовать комплект контрольно-измерительных приборов, обеспечивающий измерение средних за определенный период значений температуры и давления газа, объема газа в рабочих условиях и расчет объема газа в стандартных условиях.
Этот комплект средств измерений в Правилах учета газа назван узлом учета, а в Правилах поставки газа — контрольно-измерительными приборами.
Требования к узлу учета газа, изложенные в Правилах учета газа, являются техническими нормами, без которых невозможен достоверный учет газа.
Таким образом, кроме счетчика газа требуются газовые корректоры, включающие в себя датчики давления, температуры, электронные вычислительные и другие устройства, позволяющие передавать и анализировать информацию.