Контроллинг можно применять в качестве механизма управления проектами. Это позволяет оптимально организовывать выполнение проектов, эффективно использовать ресурсы и своевременно удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон. Рассмотрим, какие инструменты контроллинга использовала компания, работающая в сфере защиты информации и реализующая сложные проекты в области информационных технологий (ИТ) в различных отраслях.
Компания-вендор предоставляет полный спектр услуг — аудит, проектирование, монтажные и пусконаладочные работы, аутсорсинг — и реализует их в виде проектов.
Управление проектами — сложный процесс. Одна ошибка способна повлиять на успешность всего проекта.
Взаимосвязи внутри компании-вендора заставляют ее балансировать между задачами проекта — нередко улучшение в одной области достигается за счет ухудшения в другой. Для эффективной реализации проектов и удовлетворения требований заказчиков в компании-вендоре поставили задачу повысить качество управленческих решений. Для этого воспользовались инструментами контроллинга.
Как выбирали инструменты
Подход к разработке и использованию инструментария контроллинга в управлении проектами основывался на информационном обеспечении управленческих решений. При формировании методов и методик управления проектами изучили главные функции и задачи контроллинга (табл. 1).
Учли наиболее важные факторы, влияющие на объем функций контроллинга, реализуемых в организации:
- экономическое состояние компании;
- понимание руководством и (или) собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
- численность занятых и объем производства;
- уровень диверсификации производства, номенклатуру выпускаемой продукции;
- уровень конкурентности;
- квалификацию управленческого персонала.
Выбор инструментов контроллинга, в данном случае организационных и информационных моделей, определил направления деятельности компании (системная интеграция, информационные и телекоммуникационные системы, информационная безопасность и защита данных, инженерно-технические системы охраны, жизнеобеспечение зданий).
Управление по процессам
В прежней структуре процесса управления топ-менеджер руководил помощниками по направлениям. Соотношение уровней управления и функциональных областей бизнес-структуры не позволяло эффективно достигать целей — круг задач и возможностей специалистов был ограничен. Как следствие, неэффективность бизнес-процессов и проблемы в достижении целей.
Чтобы лучше понять интегрированную природу управления проектами, их описали через процессы управления и взаимосвязи. Необходимость в обеспечении полного и компетентного процесса выполнения работ привела к созданию в компании специализированной структуры по управлению процессами в соответствии с направлениями деятельности (схема).
Отдел управления проектами сформировали из специалистов с универсальными компетенциями — менеджеров по проектам. Руководство компании (топ-менеджмент) стало определять направление работы с проектом и выделять необходимые средства. Менеджеры создают проект и ведут его до завершающей стадии. Требования к менеджерам проектов перечислены в табл. 2.
Новая структура управления позволила реализовать интегрированный подход к принятию управленческих решений в рамках проекта и задействовать в нем все службы, подразделения и отделы компании-вендора. Для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений разработали единую информационную систему, объединившую разветвленную сеть офисов и складских площадок.
На основе получаемой в режиме реального времени информации о деятельности организации менеджеры оптимизировали принимаемые решения, повысили качество и эффективность управления проектами. В свою очередь это позволило оценивать деятельность организации как единого организма и способствовало ее экономическому развитию.
Исходя из того, что управление проектом — комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию расходуемого времени при заданных материальных и денежных ресурсах на всех этапах проекта, его представили как процесс — совокупность действий, приносящих результат.
В результате использования инструментов контроллинга усовершенствовали процессы системы управления проектами.
Сначала определили общий процесс управления проектом как последовательность действий (процедур):
- формирование команды проекта;
- подготовка минимально необходимых документов;
- формирование списка приоритетов;
- проведение первичной оценки и планирование временного бюджета;
- формулирование подхода на основе приоритетов и значимости из полного набора задач;
- детализация до уровня задач с уточнением стоимостных и плановых показателей;
- выявление возможных ошибок;
- закрытие задач;
- планирование следующих процессов и повторений.
Процесс управления проектом описан в табл. 3.
Сотрудники отдела управления проектами выполняют функции контроллеров процессов. Они связывают исполнительные подразделения с руководством.
Контроллинг исполнения и бюджета проекта
Для контроля финансовой и исполнительной составляющих проектов воспользовались системой ведения проектов в форме паспорта сделки (ПС). Его оформляет менеджер проекта. ПС — базовый документ финансового и функционального контроля, состоящий из двух частей. Одна согласовывается с исполнительными подразделениями, другая утверждается финансовым директором и руководителем организации или его первым заместителем.
Пример видов работ и их кодировки в ПС приведены в табл. 4.
Паспорт сделки бывает двух видов: с доходной (собственно ПС) и затратной частью — паспорт затрат (ПЗ), необходимый для продолжения проектов после истечения срока основного договора. ПС содержит подробную информацию о проекте. Основная информация включает в себя сведения о расходах, доходах (прибыль, маржа от реализации проекта), хронологию, историю проекта (предыдущие паспорта сделки), исполнение (входы и выходы проекта, его этапы), данные об участниках проекта, о долях их участия в проекте и взаимодействии.
При составлении ПС используется разработанный в компании классификатор видов работ. Это база данных, содержащая расшифровки по видам деятельности кодов проектов, к которым привязаны нормативы времени (нормо-часы) и расценки работ.
Пример соответствия кодировки проекта предметной области деятельности компании с соответствующей расшифровкой приведен в табл. 5.
Доступ к некоторым разделам ПС, в частности к «коду проекта» и «проекту», регламентирован. Менеджер проекта, заполняющий все разделы ПС, имеет определенные права доступа. Такой порядок помогает отследить все изменения в ПС и не допустить искажения в информации после его согласования и утверждения руководством.
Как показал опыт работы, применение методик управления проектами позволяет качественно организовать выполнение проекта. При этом сроки выполнения можно сократить на 30%, а затраты на 15%.
к сведению
Управление проектами — совокупность взаимосвязанных процессов. Проект состоит из процессов. Процесс — совокупность действий, приносящая результат. Процессы управления проектами могут быть разделены на несколько основных групп, реализующих различные функции управления:
- процессы инициации и планирования — принятие решения о начале выполнения проекта, постановка целей и задач, выяснение внешнего окружения и заинтересованных лиц проекта, составление планов управления, определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
- процессы исполнения — координация занятых в проекте специалистов, ресурсов, материалов;
- процессы управления и мониторинга — постоянный контроль исполнения проекта и в случае необходимости оперативное осуществление корректирующих действий, направленных на снижение влияния негативных отклонений;
- процессы завершения — установление процесса передачи результата заказчику и оформления всех необходимых документов.
Основные задачи и функции контроллинга (таблица 1)
Функции |
Задачи |
Учет |
· сбор и обработка информации; · разработка и ведение системы внутреннего учета; · унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений |
Планирование |
· информационная поддержка при разработке планов (продажа, производство, инвестиции, закупки); · формирование и совершенствование системы планирования; · выявление потребности в информации и времени для планирования; · координация процесса обмена информацией; · координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию; · проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость; · составление сводного плана предприятия |
Контроль и регулирование |
· определение показателей и величин, контролируемых по содержанию и времени; · сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки уровня достижения цели; · определение допустимых границ отклонений; · анализ отклонений, интерпретация причин отклонений факта от плана и выработка предложений для уменьшения отклонений |
Информационноаналитическое обеспечение |
· разработка архитектуры информационной системы; · стандартизация информационных носителей и каналов; · предоставление информации для контроля и управления организацией; · сбор и систематизация данных, наиболее значимых для принятия решений; · разработка инструментария планирования, контроля и принятия решений; · консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений; · обеспечение экономичности функционирования информационной системы |
Специальные функции |
· сбор и анализ данных о внешней среде (состояние финансовых рынков, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы и др.); · сравнение с конкурентами; · обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; · составление калькуляций для особых заказов; · расчеты эффективности инвестиционных проектов и др. |
Процесс «Управление проектом» (таблица 3)
Характеристика |
Функции |
Цель процесса |
Обеспечение сопровождения при выполнении проектов в компании (подготовка техникокоммерческого предложения (ТКП), разработка и утверждение проектносметной документации (ПСД), поставка продукции, выполнение монтажных работ, передача продукта проекта заказчику) |
Владелец процесса |
Топменеджер |
Ответственность по процессу |
Представляется в матрице ответственности по процессу |
Входы в процесс |
Требования заказчика (техническое задание (ТЗ), договор и приложения к нему) Требования нормативнотехнической документации (НТД) Оборудования и материалы поставки заказчика |
Выходы процесса |
Продукт проекта, передаваемый заказчику Предложения по совершенствованию функционирования системы менеджмента проектов в компании |
Границы процесса |
Левая (верхняя) граница — разработка ТКП Правая (нижняя) граница — постгарантийное обслуживание |
Ресурсы |
Финансы Обученный персонал Материальнотехническое обеспечение Инфраструктура Информационные ресурсы |
Критерии результативности |
Сроки исполнения Бюджет исполнения Содержание проекта (% выполнения требований заказчика) Масштабируемость и применяемость предлагаемых решений Удовлетворенность заказчика |
Управляющие документы |
Подготовка конкурсной документации договоров Согласовательные документы (письма, разрешения, допуски) Проектная документация (проекты, сметы, спецификации) Законодательство (ГОСТы, СНиПы, ведомственные документы, сертификаты, стандарты в области качества) Документы завершающей стадии договоров (протоколы, акты, финансовые документы) |
Контрольные точки |
Уточнение требований ТЗ у заказчика Выпуск ПСД и проведение экспертизы Полнота поставки оборудования и материалов Готовность объекта под монтаж оборудования Готовность к пусконаладочным работам (ПНР) после заседания рабочей комиссии Проведение приемосдаточных испытаний и передача исполнительной документации |
Раздел ПС «Проект» (таблица 4)
№ п/п |
Виды работ |
Кодировка в ПС |
1 |
Аудит |
Ауд |
2 |
Аутсорсинг |
Аут |
3 |
Закупка |
З |
4 |
Обучение и сертификация специалистов |
ОС |
5 |
Проектноизыскательские работы |
ПИР |
6 |
Реализация (монтажные и пусконаладочные работы, аттестация) |
Р |
7 |
Строительные работы |
СР |
8 |
Техническая поддержка |
ТП |
Требования к менеджеру проектов (таблица 2)
Характеристика |
Функции |
Направление деятельности |
Менеджер проектов |
Область деятельности |
Системная интеграция |
Обязанности |
· организация реализации проекта; · отслеживание сроков выполнения проекта согласно плануграфику; · управление расходами по проекту в рамках имеющегося бюджета; · внесение и согласование с заказчиком изменений проекта; · ведение документации по проекту; · контроль качества выполненных работ |
Требования |
· опыт работы от двух лет в области управления проектами; · знание общих принципов управления проектами PMI (институт управления проектами в США), PMBOK* (стандарты управления проектами, сертификация по управлению проектами); · знание стандартов по разработке и оформлению проектносметной и другой технической документации, исполнительной документации; · владение программным обеспечением: MSOffice, MSProject, AutoCAD; · желательно наличие сертификатов в области управления проектами; · активность, высокие коммуникативные качества, стрессоустойчивость, гибкость в решении нестандартных вопросов, стремление к самообучению |
* Свод профессиональных знаний по управлению проектами — национальный стандарт США. Руководство PMBOK фиксирует части Свода знаний по управлению проектами (лучшие практики). PMI использует этот документ в качестве основного справочного материала для своих программ профессионального развития. В настоящем стандарте изложена суть процессов управления проектами в терминах интеграции между процессами и взаимодействий между ними, а также цели, которым они служат. Эти процессы делятся на пять групп, называемых группами процессов управления проектом.
Раздел ПС «Код проекта» (таблица 5)
Предметная область
|
Кодировка в ПС |
Расшифровка кодировки в ПС |
Безопасные города |
БГ |
Безопасный город |
Защита информации (ЗИ), включая |
ЗИКм |
Комплексный проект по защите информации |
Защита информации по требованиям информационной безопасности (ЗИБИ), включая |
ЗГТБИ |
Защита сведений, составляющих государственную тайну, по требованиям безопасности информации |
ЗКИБИ |
Защита конфиденциальной информации — по требованиям безопасности информации | |
Техническая защита информации (ЗИТ), включая |
ЗГТТ |
Защита помещений (техническая) и аттестация объектов информатизации, по требованиям защиты государственной тайны |
ЗКИТ |
Защита помещений (техническая) и аттестация объектов информатизации, по требованиям защиты конфиденциальной информации | |
Защита персональных данных |
ЗПДн |
Защита персональных данных |
Информационнотелекоммуникационные системы (ИТКС), включая |
ВОЛС |
Волоконнооптическая линия связи |
ВКС |
Видеоконференцсвязь | |
ЛВС |
Локальные вычислительные сети | |
ИТКСКм |
Комплексный проект | |
РСв |
Радиосвязь (радиорелейная, космическая, УКВ, сотовая, транковая, DECT) | |
СКС |
Структурированная кабельная система | |
СПД |
Сеть передачи данных | |
ТФ |
Телефония | |
Инженернотехнические системы жизнеобеспечения зданий |
ИТСЖЗ |
Системы вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, пожаротушения, электроснабжения |
Инженернотехнические системы охраны зданий (ИТСО), включая |
КСБ |
Комплексная система безопасности |
ОПС |
Охраннопожарная безопасность | |
СВН |
Система видеонаблюдения | |
СКУД |
Система контроля и управления доступа | |
Документооборот |
СЭД |
Системы электронного документооборота |