Тенденция последнего времени — все, что можно, перевести в электронный вид. В прошлом номере мы рассказывали о внедрении электронного документооборота между организациями. Это уже реальность. Теперь настала очередь наличных денежных расчетов. Подготовлены законопроекты, устанавливающие лимит расчетов наличными с гражданами и обязанность иметь в торговой точке оборудование для приема платежей с помощью банковских карт.
Чем обернутся такие нововведения для организаций?
Что нас ждет в будущем
Минфин России 9 июня 2012 г. разместил на своем официальном сайте два законопроекта. Первый предусматривает внесение изменений в п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ. Предполагается, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, можно будет производить наличными деньгами, если сумма расчетов не превысит 600 000 руб. В случае превышения названного лимита расчеты будут осуществляться в безналичном порядке.
Второй законопроект устанавливает новые обязанности для продавца. Компании, реализующие населению товары (оказывающие услуги, выполняющие работы), должны будут обеспечить возможность проведения расчетов с потребителем с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт. Напомним, что под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Эта обязанность не затронет продавцов, освобожденных от применения ККТ в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Она также не распространится на случаи, когда выручка продавца от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС не превышает предельного значения, установленного для микропредприятий Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Напомним, что в настоящее время этот лимит составляет 60 млн руб.
Такие изменения планируется внести в Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Кроме того, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» собираются дополнить положением о том, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан применять электронное оборудование для обслуживания электронных средств платежа, в том числе платежных карт, в порядке, установленном законодательством РФ.
Все эти новации должны вступить в силу с 1 января 2014 г.
Без дополнительных расходов не обойтись
В связи с нововведениями у индивидуальных предпринимателей и организаций (далее — продавцы) возникнет ряд дополнительных расходов. Чтобы принимать банковские карточки к оплате, продавец должен заключить с кредитной организацией договор на оказание услуг эквайринга. Под ним понимается комплекс услуг по приему банковских карт к оплате в торговой точке. Это не обязательно должен быть банк, в котором у организации открыт расчетный счет.
Схема расчетов с использованием банковской карты выглядит следующим образом. Покупатель предъявляет карту для оплаты покупки. Продавец через электронный терминал проводит авторизацию — запрашивает у банка разрешение на совершение операции. Банк через платежную систему связывается с банком, выпустившим карту, получает разрешение на проведение операции и дает разрешение продавцу. Клиент подписывает чек/слип. Операция оплаты завершена.
Таким образом, чтобы проводить расчеты с использованием электронных средств платежа, необходима возможность обмена информацией между продавцом и банком. То есть надо подключиться к Интернету. Это еще один расход.
Следующий расход — это покупка специального POS-терминала. Он необходим для считывания информации с банковской карточки покупателя. POS-терминал — это электронное устройство, предназначенное для автоматизированного совершения операций с использованием карт.
При совершении операций с помощью POS-терминала кассир проводит карту через считывающее устройство терминала. После этого терминал считывает информацию с магнитной полосы карты и проверяет ее платежеспособность, автоматически запрашивая у банка разрешение на проведение операции. Кассир, используя терминал, оформляет чек. В конце дня с помощью терминала кассир передает в банк электронный журнал, содержащий информацию обо всех операциях.
За проведение операции оплаты банковской картой банк взимает комиссию с продавца. Ее размер варьируется от 1,5 до 4% суммы платежа. Банк устанавливает процент в зависимости от сферы деятельности продавца, его среднемесячного торгового оборота, от того, как давно он работает на рынке и сколько у него точек продаж, от объема занимаемой торговой точкой площади, от типа связи и других факторов.
Кроме того, надо иметь в виду, что на расчетный счет продавца деньги поступают не сразу. Сроки возмещения колеблются от одного до трех дней. Так, если расчетный счет открыт в другом банке, деньги переводятся посредством межбанковских расчетов. Подобная операция может занять два-три дня. Бывает, что некоторые банки ждут полного возмещения со стороны платежных систем и только после этого переводят средства. При таком подходе сроки возмещения — от трех до пяти дней.
Отражаем затраты в налоговом учете
Плата за подключение к Интернету учитывается единовременно на дату расчетов с оператором в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 01.06.2006 № 03-03-04/2/162.
Специалисты финансового ведомства объясняют свою точку зрения тем, что услуга связи не что иное, как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). Поэтому работы, выполненные оператором связи по подключению канала передачи данных по оптоволоконному каналу связи, не являются услугами связи и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций исходя из подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Поэтому такие расходы отражаются по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Ежемесячную же плату за предоставление доступа к Интернету можно признать в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если для подключения к Интернету требуется приобрести оборудование, учет будет зависеть от его стоимости. Оборудование, стоимость которого превышает 40 000 руб., учитывается как амортизируемое имущество (основное средство), и его стоимость списывается в расходы посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Оборудование, стоимость которого 40 000 руб. и менее, признается в составе материальных расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В аналогичном порядке для целей налогообложения прибыли учитываются затраты на покупку POS-терминала. Расходы на его техобслуживание отражаются в расходах на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии согласно подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ.
Комиссия банку за проведение операции оплаты банковской картой учитывается при расчете налога на прибыль как услуги банков в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.