Если на момент вынесения решения о привлечении к административному наказанию действует новая редакция нормативно-правового акта уполномоченного органа, который был принят в соответствии с федеральными законами, улучшающая положение лица, привлекаемого к ответственности, применению подлежит новая редакция (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 № 2265/12).
Суть дела
Организация заключила с иностранным партнером соглашение о предоставлении консультационных услуг. Оплата по соглашению установлена в евро. Нерезидент должен произвести оплату не позднее 31 января 2011 г. Денежные средства по сделке были зачислены на транзитный валютный счет общества 13 января 2011 г. Паспорт сделки оформлен в банке 31 января 2011 г., а справка о валютных операциях представлена обществом в уполномоченный банк только 1 февраля 2011 г. Между тем в соответствии п. 1.3 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция), срок представления справки истек 24 января 2011 г.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора привлекло организацию к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, назначив штраф 40 000 руб.
Однако с 27 февраля 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1.3 Инструкции, согласно которой срок представления справки составляет 15 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, а не семь, как было ранее. Организация посчитала, что применению подлежит новая редакция пункта, и обратилась в суд.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания его малозначительным. Пленум ВАС РФ в п. 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. В тех случаях, когда возможность привлечения к административной ответственности за правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Между тем организация имела возможность представить справку в установленный срок, но не сделала этого.
Правонарушение совершено обществом 25 января 2011 г., то есть до вступления в силу изменений в Инструкцию об увеличении срока представления справки, и поэтому применению подлежит редакция, действующая до 27 февраля 2011 г., так как обратную силу имеют только законы. Суд апелляционной инстанции согласился с этим.
Позиция ВАС РФ
Коллегия судей ВАС РФ, согласившись с наличием административного правонарушения, отметила, что вывод судов о невозможности применения новой редакции Инструкции со ссылкой на то, что обратной силой обладает только закон, несостоятелен в связи со следующим.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Инструкция утверждена Банком России в соответствии с федеральными законами от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 03.06.2009 № 102-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Изменения, увеличивающие срок предоставления справки, вступили в законную силу до составления в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения соответствующего постановления. Общество представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях в пределах срока, установленного новой редакцией Инструкции, принятой в соответствии с указанными законами. Поэтому подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
В результате Президиум ВАС РФ решения судов отменил и признал решение территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора незаконным.