Правительство РФ выполнило возложенное на него ст. 353 Трудового кодекса РФ обязательство и утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
С 1 августа 2011 г. действует новая редакция ст. 353 ТК РФ. Ею предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Однако свою обязанность правительство выполнило лишь сейчас, выпустив постановление от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Положение). Вступило в силу 15 сентября 2012 г.
Принятое Положение не вносит каких-либо принципиальных новшеств в порядок проведения проверок. Оно полностью корреспондирует с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Напомним, что именно этим законом руководствовались трудовые инспекторы при проведении проверок.
Отметим, что в соответствии с п. 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Как видим, локальные акты работодателя здесь не названы. Это не значит, что теперь их не будут проверять. Ведь из ст. 5 ТК РФ прямо следует, что к трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, относятся в том числе и коллективные договоры, соглашения, а также локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Заметим, что Положение устанавливает лишь основные принципы проведения трудовых проверок. Детальная регламентация процедур, осуществляемых при проверке, будет установлена в административных регламентах, которые должны быть утверждены дополнительно уже Рострудом.
Как и прежде, предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок. Они могут проводиться в документарной и (или) выездной форме. Плановые — на основании ежегодных планов не чаще одного раза в три года. Внеплановые — при истечении срока исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного работодателю, поступлении информации в трудинспекцию о фактах нарушений трудового законодательства, обращении работника о нарушении работодателем его трудовых прав и т.д.