В письме от 03.09.2012 № 03-04-06/4-266 Минфин России разъяснил, нужно ли удерживать НДФЛ при выплате вознаграждения индивидуальному предпринимателю, зарегистрированному в качестве такового в соответствии законодательством Республики Беларусь. На наш взгляд, в своих разъяснениях финансисты не учли нормы международных соглашений.
Белорусский ИП для нас не предприниматель?
При получении физическим лицом дохода от российской организации последняя признается налоговым агентом и должна исчислить, удержать из этого дохода и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако в отношении доходов, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, организация налоговым агентом не является. Это следует из положений п. 2 ст. 226 и ст. 227 НК РФ. Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговый агент не удерживает НДФЛ с доходов, исчисление и уплата налога по которым осуществляется, в частности, в соответствии со ст. 227 НК РФ. А в этой статье говорится, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, НДФЛ уплачивают самостоятельно.
Из положений п. 2 ст. 11 НК РФ можно сделать вывод, что для целей налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются лица, зарегистрированные в качестве таковых в соответствии с российским законодательством. Поэтому в комментируемом письме специалисты финансового ведомства решили, что если гражданин Республики Беларусь не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ, он не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в целях применения налогового законодательства. Следовательно, при осуществлении выплат физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Республики Беларусь, российская организация признается налоговым агентом и должна исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ.
Если отталкиваться только от норм Налогового кодекса, данный вывод специалистов финансового ведомства вполне логичен и обоснован. Однако Минфин России в своих письмах неоднократно указывал, что при выплате доходов иностранным лицам нужно учитывать нормы международных соглашений. И это совершенно справедливо, поскольку правила и нормы международных договоров Российской Федерации в отношении вопросов налогообложения имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса (ст. 7 НК РФ). Но почему-то в комментируемом письме финансисты об этом забыли.
Нет, он такой же, как и наш
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор от 08.12.99 «О создании Союзного государства». Этот договор ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ и вступил в силу с 26 января 2000 г. Им предусмотрено, что в Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников (п. 2 ст. 8 договора от 08.12.99). Кроме того, в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории (ст. 27 договора от 08.12.99). Основываясь на этих нормах, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.09.2008 № А56-1937/2008 пришел к выводу, что статус белорусского предпринимателя признается наравне со статусом предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с российским законодательством. Поэтому российская организация в силу ст. 227 НК РФ не может признаваться налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых белорусскому предпринимателю по гражданско-правовому договору.
В данном деле рассматривалась ситуация, когда российская организация выплатила белорусскому предпринимателю вознаграждение по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и не удержала с этого вознаграждения НДФЛ. Помимо претензий в неисполнении организацией обязанностей налогового агента, налоговики обвинили организацию в том, что она не исполнила обязанности по подтверждению налогового статуса предпринимателя в соответствии с требованиями ст. 232 НК РФ.
Суд разъяснил, что из содержания ст. 232 НК РФ следует, что указанное подтверждение должно быть представлено налогоплательщиком (в данном случае белорусским индивидуальным предпринимателем) в налоговые органы РФ, а не в организацию — источник выплаты дохода. Он отметил, что данная позиция разделяется и Минфином России в письме № 03-0807/Белар, в котором указано, что «белорусские индивидуальные предприниматели на принципе взаимности должны представить в налоговые органы Российской Федерации справку о подтверждении резидентства на территории Республики Беларусь, выданную налоговым органом». Таким образом, действующее налоговое законодательство не требует представления такого подтверждения российской организации, производящей выплаты, не налагает на нее обязанности по истребованию соответствующих документов от иностранного контрагента и не связывает с наличием или отсутствием такого документа вопрос об удержании сумм налога организацией, не являющейся налоговым агентом.
Суд отверг ссылку налоговиков на письмо Минфина России от 03.07.2007 № 03- 04-06-01/208, которое они привели в качестве обоснования своей позиции. В этом письме разъясняется порядок взаимоотношений между физическим лицом — резидентом иностранного государства, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и российской организацией — налоговым агентом. А в рассматриваемом деле иностранный гражданин — предприниматель, а российская организация — не налоговый агент.
С этими выводами нельзя не согласиться. Таким образом, при осуществлении выплат белорусскому предпринимателю его следует рассматривать как российского предпринимателя и удерживать НДФЛ с его доходов не нужно. Белорусский предприниматель, так же как и российский, должен сам разбираться с налогообложением своих доходов.