На рассмотрение Госдумы по инициативе Правительства РФ внесен законопроект с поправками в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации». Он направлен на совершенствование госрегулирования тарифов на газ, а также на определение единого подхода при определении тарифов на подключение к газораспределительным сетям.
Правительство РФ предлагает устранить пробел в законодательстве, касающийся применения регулируемых цен на газ, используемый при транспортировке, аварийных, ремонтных и иных аналогичных работах.
Дело в том, что в настоящее время Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ) предусматривает государственное регулирование цен на газ для потребителей газа, приобретающих его у поставщика и использующих его в качестве топлива или сырья. При этом технологические потери газа при транспортировке по трубопроводам, а также расход газа на проведение аварийных, ремонтных или аналогичных работ не являются ни топливом, ни сырьем, которые перечислены в установленном законом определении «потребители газа».
Для того чтобы потребители оплачивали эти технологические потери по регулируемым государством ценам, Правительство РФ предлагает изменить понятие «потребитель газа» за счет расширения направлений его использования. Формулировка предлагается следующая: «потребители газа — лица, приобретающие газ для собственных бытовых и (или) производственных нужд». А также дополнить ст. 21 Закона № 69-ФЗ нормой, согласно которой регулируемые государством цены на газ для конечных потребителей будут применяться в том числе к технологическим потерям газа в газораспределительных сетях при его транспортировке, при проведении ремонтов, аварийных работ, пусконаладочных работ, осуществлении переноса газопроводов, врезки, продувки и заполнения вновь построенных газопроводов.
Закон № 69-ФЗ устанавливает государственное регулирование в отношении цен на газ, однако в нем отсутствует механизм отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ, принятых с нарушением действующего законодательства. Законопроект предусматривает внедрение такого механизма. В частности, предлагается ст. 23.1 Закона № 69-ФЗ предоставить федеральному органу исполнительной власти в области тарифного регулирования (ФТС России) полномочия по отмене вышеуказанных решений в порядке, который определит Правительство РФ.
Что касается присоединения к газораспределительным сетям, то сейчас Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, предусматривают, что плата за подключение определяется на основании тарифов, устанавливаемых органом местного самоуправления. Однако существующая практика показала, что у местных органов власти единого подхода к вопросу определения тарифов на подключение нет. В каких-то муниципальных образованиях тарифы либо вообще не установлены, либо существенно отличаются от тарифов, установленных в других муниципальных образованиях в рамках одного субъекта РФ
В целях закрепления за Правительством РФ полномочий по государственному регулированию тарифов на присоединение (подключение) к газораспределительным сетям предлагается дополнить Закон № 69-ФЗ новой ст. 23.2 «Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям». В соответствии с предложенной Правительством РФ редакцией этой статьи размер платы за подключение будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ на основании общих принципов, определяемых Правительством РФ. При этом затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы газораспределительной организации на строительство и (или) реконструкцию объектов газового хозяйства, будут включаться в расходы, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) платы за подключение.
к сведению
В арбитражной практике встречаются споры по объемам поставленного газа в рамках договоров оказания услуг по транспортировке газа населению. В одном из таких споров компании — поставщику газа суд отказал в иске к компании-транспортировщику. Спор как раз возник из-за 2,186 млн куб. м газа, являющихся объемом технологических потерь. В результате анализа законодательства и условия договора суды всех трех инстанций пришли к выводу о том, что потери газа, произошедшие в сетях газораспределения, не являются объемом газа, реализованным населению (см. постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 № А55-6812/2010).