С 2012 г. проверку соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями вместо банков проводят налоговые органы. На сегодняшний день у бухгалтеров уже накопились вопросы по порядку проведения таких проверок, что подтверждает наша редакционная почта. Ответы на самые распространенные вопросы — в нашей статье.
До 2012 г. проверку кассовой дисциплины организаций проводили банки. Данная обязанность была закреплена в п. 41 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров Банка России 22.09.93 № 40). С 1 января 2012 г. этот документ утратил силу и полномочия по проведению проверок кассовой дисциплины перешли к налоговым органам. Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н был утвержден Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее — Регламент). Он вступил в силу 19 февраля 2012 г.
Остановимся на основных моментах, которые должен знать каждый бухгалтер.
Что проверяют?
В отличие от проверок, которые проводились банками, налоговики проверяют не соблюдение лимита наличных денежных средств в кассе, а выявляют полноту учета выручки. Результатом является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения — возбуждение производства по делу об административном правонарушении.
Перечень документов, истребуемых при проведении проверки, дан в п. 29 Регламента. В частности, помимо кассовых документов налоговики проверяют регистры налогового учета индивидуальных предпринимателей и спецрежимников (книги учета доходов и расходов), а также иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для проведения проверки.
Все требуемые документы должны быть представлены в первый рабочий день с начала проверки в оригинале или в виде заверенной копии. Нотариально заверять копии не требуется. Отметим, что, если документы представлены в срок не будут, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Срок проверки
Проверка начинается с момента предъявления проверяющими поручения на ее проведение, данного руководителем налоговой инспекции. Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента). В этот срок должна быть проведена сама проверка и составлен акт по результатам ее проведения.
Еще два вопроса
Проверки кассовой дисциплины могут быть плановыми и внеплановыми. Периодичность плановых проверок устанавливается руководителем управления ФНС России по субъекту РФ (п. 58 Регламента). Такая проверка бывает комплексной или тематической. Плановые проверки проводятся и по конкретной жалобе. Внеплановые проверки осуществляются в связи с контролем устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов инспекции (п. 59 Регламента).
Частота проверок
В Регламенте не установлено ограничение на количество проверок. В письме от 12.09.2012 № АС-4-2/15195 ФНС России указала, что действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена. Это действительно так. Дело в том, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при осуществлении государственными органами мероприятий по финансовому контролю (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009 № 73/3-133-2009). И хотя прокуратура дала эти разъяснения в отношении проверок применения ККТ, полагаем, что они справедливы и в отношении проверок кассовой дисциплины ввиду сходства предмета проверок. Таким образом, налоговики могут приходить с проверкой кассовой дисциплины хоть каждый день.
Глубина проверки
В письме от 12.09.2012 № АС-4-2/15195 налоговики отмечают, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи с чем требования п. 4 ст. 89 НК РФ на вышеуказанные проверки не распространяются. То есть на них не распространяется трехгодичный срок глубины проверки.
Получается, что налоговики в принципе имеют право проверить любой интересующий их период. Но на практике имеет смысл проверять только последние два месяца, предшествующие началу проведения проверки. Ведь по результатам проверки организация может быть привлечена только к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. А согласно п. 1. ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Поэтому если инспекторы в ходе проверки выявят факт неполного учета денежной выручки, который произошел более двух месяцев назад, они не смогут привлечь организацию к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).