Минтруд России завершил разработку Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г.1 Документ, направленный правительством на рассмотрение президенту 1 октября, в равной степени касается и работников и работодателей. Пока он не согласован с Российской трехсторонней комиссией, и его обсуждение будет продолжено до конца года. О том, какие изменения предложены к обсуждению и, возможно, ожидают пенсионную систему в недалеком будущем — с 1 января 2013 г., актуальный разговор с Оксаной Дмитриевой, депутатом Государственной думы, членом Комитета ГД по бюджету и налогам, председателем Комитета по вопросам социальной политики Торгово-промышленной палаты РФ.
Вопрос: Неоднократно реформированная модель пенсионного страхования снова оказывается в стадии изменения. Почему?
Ответ: Пенсионная реформа, инициированная в 2001 г. и вступившая в силу в 2002 г., оказалась безуспешным экспериментом. Накопительная система — а целью реформы был переход от распределительной к накопительной системе — обернулась эффектом двойного бремени: работающее поколение должно одновременно платить взносы на выплату текущих пенсий нынешним пенсионерам и накапливать пенсии себе.
Из этой ситуации пытались выйти тремя путями: сокращая относительный размер пенсий, что и происходило с 2002 по 2007 г., повышая страховые тарифы (в 2011 г.), увеличивая дотации. Все три пути ведут к негативным последствиям. И это без учета риска обесценения денег в накопительной системе.
Среднегодовая доходность за восемь лет накоплений составляет во Внешэкономбанке примерно 6,5%. Средневзвешенная среднегодовая доходность в негосударственных пенсионных фондах — 5%, в частных управляющих компаниях — около 8%.
А индексация страхового капитала составила 15% — в два-три раза выше, чем по накопительным пенсионным накоплениям. Это показывает, что каждая следующая возрастная когорта будет иметь пенсию меньше, чем предыдущая. И для следующих поколений эта ситуация будет только ухудшаться.
В наших условиях перехода от солидарной системы к накопительной эффект двойного бремени продлится не менее 50 лет, достигнув пика в 2024 г. До тех пор, пока не будут реализованы пенсионные права пенсионеров, не имеющих в полном объеме накопительного компонента. Это математика, ее оспорить невозможно.
В.: Насколько ощутимой будет нагрузка для работодателей (страхователей) в связи с предлагаемым введением дополнительных страховых тарифов?
О.: Это очень существенная нагрузка — введение дополнительных тарифов по первому (особо вредные и опасные производства) и второму (вредные и опасные) спискам2.
И мне представляется, что те тарифы, которые предложены в Стратегии, — завышенные (см. табл. 1). Их надо сделать более приемлемыми.
Планируемое введение дополнительных тарифов производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости,% (таблица 1)
Основание |
Планируемая дата введения дополнительного страхового тарифа | |||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
к 2030 г. | |
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях |
4 |
6 |
9 |
15,1 |
Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и «малые списки» |
2 |
4 |
6 |
8,7 |
Прежде всего это в интересах работников: при повышенном тарифе работодатели будут пытаться всеми правдами и неправдами доказать, что условия неопасные, и невредные рабочие места, и не нужен ранний уход на пенсию, а следовательно, и дополнительные страховые тарифы. Повышение тарифов должно быть разумным и вводиться на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.
В.: Одновременно со страховыми тарифами предлагается пересмотреть и списки с особыми условиями труда для назначения досрочной трудовой пенсии, какие изменения ожидаются?
О.: Вероятно, работодатели будут лоббировать сокращение этих списков. Несмотря на то что условия труда кардинальным образом не улучшаются — у нас сложная ситуация с охраной труда, модернизацией производства.
Полагаю, что введение дополнительных тарифов должно осуществляться одновременно с принятием закона о профессиональных пенсионных системах. Для обеспечения раннего выхода на пенсию на вредных и опасных производствах профессиональные пенсионные системы — необходимость. При этом надо понимать, что для людей, которые уже сейчас досрочно вышли на пенсию, или для тех, кто уже имеет достаточно большой объем специального стажа, их пенсионные выплаты — это обязательства государства, и они должны быть профинансированы.
В.: Стратегией предусмотрены профессиональные пенсионные системы?
О.: О ней в Стратегии говорится, но конкретный механизм не предлагается. Профессиональные пенсионные системы — это одна из разновидностей корпоративных пенсий.
При этом главная трудность построения корпоративных пенсионных систем — это фиксация и реализация пенсионных прав при смене места работы. Работник принимается не на условиях пожизненного найма и, отработав несколько лет, может сменить место работы. Необходимо определить, как в дальнейшем ему предстоит реализовать право на заработанную корпоративную пенсию.
Кроме того, полагаю, что корпоративные пенсионные системы могут быть не только дополнительными и добровольными — частью соцпакета и т.д., но и обязательными.
Новые тарифы для самозанятого населения (таблица 2)
Планируемая дата введения тарифа |
Размер |
2013 г. |
2 МРОТ |
2014 г. |
2,5 МРОТ |
2015 г. |
3 МРОТ |
В.: В чем суть разногласий Минтруда с Минфином, Минэкономразвития и Федеральной службой по финансовым рынкам относительно стратегии развития пенсионной системы — в правительство, а затем и президенту был представлен несогласованный проект?
О.: Стратегия непоследовательна и во многом является плодом компромисса. Например, постепенный отказ от накопительной системы, что, собственно, и явилось камнем преткновения. С одной стороны, финансовые лоббистские группы, не желающие расставаться с деньгами, накопленными в управляющих компаниях и негосударственных пенсионных фондах, — на сегодня эта сумма составляет около 2,3 трлн руб. С другой стороны, в Минтруд пришли люди, которые не несут ответственности за ошибки предыдущей реформы и не защищают честь мундира.
Полагаю, что от накопительного элемента отказываться нужно решительно, сразу и в полном объеме. За исключением граждан, которые добровольно выберут накопительную систему: кто желает экспериментировать — пусть экспериментирует. И самостоятельно несет риски этой системы. А те, кто не планирует участвовать в накопительной системе, не должны нести ответственность за десятилетний эксперимент.
1 В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2 Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».