Госконтроль в сфере миграции в соответствии с российским законодательством включает в себя контроль как за трудовой деятельностью иностранных граждан, так и за их пребыванием и проживанием в Российской Федерации. Однако принятое правительством Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции (постановление от 13.11.2012 № 1162) по сути касается только госконтроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» у Президента РФ и Правительства РФ есть полномочия на определение порядка осуществления государственного контроля (надзора) как за проживанием и передвижением иностранцев, так и за их трудовой деятельностью (ст. 30 и 32). Эти документы должны соблюдать федеральные органы исполнительной власти при проведении госконтроля (надзора).
Правительство РФ, утверждая постановлением от 13.11.2012 № 1162 Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции, реализовало свои полномочия. Вот только в нем нет порядка осуществления контроля.
Утвержденное Положение содержит отсылочную норму, согласно которой последовательность административных действий и процедур при осуществлении госконтроля (надзора) определяется административным регламентом по исполнению госфункции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ. Сейчас действует Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда, утвержденный приказом МВД России № 385, ФМС России № 117 от 19.05.2009.
Контроль будет осуществлять ФМС России при участии МВД России. Порядок взаимодействия они должны будут определить сами.