В этом году у бухгалтеров особенно много вопросов по годовой бухгалтерской отчетности. Ведь составляется она за период, в котором действовал старый закон о бухучете, а представляется уже во время действия нового закона. Какие его требования распространяются на отчетность 2012 г., а какие нет? На эти и другие вопросы, которые наиболее часто встречаются в нашей редакционной почте, мы и дадим ответы.
Правила нового закона о бухучете
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2013 г., внес существенные коррективы как в состав бухгалтерской отчетности, так и в порядок ее оформления. В этой связи бухгалтеров интересуют следующие вопросы.
Нужно ли вместе с годовой бухгалтерской отчетностью за 2012 г. представлять в налоговые органы аудиторское заключение?
Нет, не нужно. Законом № 402-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).
Поэтому аудиторское заключение представлять вместе с бухгалтерской отчетностью за 2012 г. не надо, так как оно больше не входит в ее состав. Это подтверждает и Минфин России (письмо от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724, информация № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“», далее — информация ПЗ-10/2012).
Организация подпадает под обязательный аудит по размеру выручки. Какие штрафные санкции ей грозят, если она не будет проводить аудит годовой отчетности за 2012 г.?
Если в организации объем выручки от продаж за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб., она подлежит обязательному аудиту (подп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). То есть обязательный аудит годовой отчетности за 2012 г. должен проводиться, если выручка от продаж за 2011 г. превысила 400 млн руб.
В настоящее время никакой ответственности за непроведение обязательного аудита нет. Такие санкции существовали лишь в первоначальной редакции ст. 21 старого закона об аудиторской деятельности (Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ). Однако в связи со вступлением в силу КоАП РФ они были из нее исключены. А с 1 января 2011 г. данный закон вообще утратил силу.
В новом законе об аудиторской деятельности нет никаких положений об ответственности за непроведение обязательного аудита.
В КоАП РФ также нет таких санкций. Им предусмотрена лишь ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Именно эта санкция вкупе с ответственностью по ст. 126 НК РФ применялась в отношении организаций, подлежащих обязательному аудиту, которые не представили в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Но поскольку с 1 января 2013 г. бухгалтерская отчетность больше не включает в себя аудиторское заключение, вышеперечисленные санкции за его отсутствие не могут применяться. А иных действующее законодательство не содержит.
Но это только временное явление. Минфин России намеревается устранить эту брешь в законодательстве. Им разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 18 Федерального закона „О бухгалтерском учете“». Специалисты финансового ведомства предлагают дополнить КоАП РФ новой ст. 15.37 «Уклонение от обязательного аудита». Штраф за такое правонарушение внушительный — 700 000 руб. Поскольку законопроект разрабатывался еще летом 2012 г., предполагалось, что нововведения должны были вступить в силу с 1 января 2013 г. и применяться начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. Однако законопроект до сих пор не прошел рассмотрение в Госдуме.
Законопроектом предполагается также внесение изменения и в ст. 18 Закона № 402-ФЗ, устанавливая обязанность представления аудиторского заключения (если аудит обязателен) в органы статистики, дополнительно к обязательному экземпляру годовой (финансовой) отчетности. Такое аудиторское заключение должно быть представлено не позднее 12 месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, если планируемые нововведения все же будут приняты в этом году, организации, не проводившие обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г., рискуют навлечь на себя серьезные штрафные санкции.
Нужно ли вместе с годовой бухгалтерской отчетностью за 2012 г. представлять в налоговые органы пояснительную записку?
Пояснительную записку, в которой приводится дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, представлять в налоговые органы не нужно. Ведь она больше не входит в состав бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).
А вот пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах представить нужно. Дело в том, что по новому закону о бухучете в состав бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Состав приложений устанавливается федеральными стандартами (подп. 6 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). Статьей 30 Закона № 402-ФЗ установлено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным законом, применяются ранее утвержденные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. При этом данные правила применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ (информация ПЗ-10/2012).
Состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах определен приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В него входят: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, называемые пояснениями.
В рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г. (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01) сказано, что состав и содержание пояснений определяются организацией самостоятельно. В частности, они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Таким образом, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются составной частью бухгалтерской отчетности и должны представляться в налоговые органы. Но не путайте пояснения к балансу с пояснительной запиской.
Кто должен подписывать отчетность за 2012 г.?
В новом законе о бухучете нет специальных положений о составе подписей на бухгалтерской отчетности. В этой связи в информации ПЗ-10/2012 Минфин России пояснил, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством РФ, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
Законом № 402-ФЗ полномочия по подписанию отчетности возложены на руководителя организации. Так, в п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ сказано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации.
Следовательно, на отчетности обязательно должна стоять подпись руководителя. Подпись главного бухгалтера ставится, только если это предусмотрено учредительными документами организации или решениями ее органов управления.
Должны ли организации, применяющие УСН, сдавать годовую бухгалтерскую отчетность за 2012 г.?
Нет, не должны. Новый закон о бухучете вступил в силу с 1 января 2013 г. Поэтому только начиная с этой даты у организаций, применяющих УСН, возникла обязанность по ведению бухгалтерского учета. В 2012 г. такие организации были от него освобождены на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». А раз у них не было обязанности вести бухучет, значит, нет и обязанности составлять бухгалтерскую отчетность, поскольку она формируется на основании данных бухгалтерского учета.
Минфин России в письме от 23.10.2012 № 03-11-09/80 подтвердил, что организации, применяющие УСН, с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
В подпункте 5 п. 1 ст. 23 НК РФ сказано, что годовая бухгалтерская отчетность представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. А первым отчетным годом для организаций, применяющих УСН, будет 2013 г.
Следовательно, первая бухгалтерская отчетность, которую должны будут представить такие организации в налоговые органы, будет годовая отчетность за 2013 г.
Нужно ли включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о прибылях и убытках?
Как мы уже говорили выше, в состав годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). В информации ПЗ-10/2012 Минфин России разъяснил, что в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах.
Таким образом, отчет о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002) представляет собой отчет о финансовых результатах и на основании п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ должен включаться в состав бухгалтерской отчетности за 2012 г. Только нужно не забыть изменить его наименование.
Можно ли сдать годовую отчетность коммерческой организации за 2012 г. уже в начале года (январь, февраль) или есть какие-то ограничения?
В старом законе о бухучете (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ) содержалось указание, что представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами. Утверждение годовой отчетности находится в компетенции общего собрания акционеров (участников), при этом такое собрание может проводиться не ранее чем через два месяца после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). То есть получалось, что годовую отчетность можно было сдать, начиная только с 1 марта.
Новый закон о бухучете подобных положений не содержит. В нем установлена только конечная дата представления бухгалтерской отчетности. Она должна быть сдана в налоговую инспекцию и органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). То есть в принципе Закон № 402-ФЗ не запрещает представить отчетность в налоговые органы и в статистику, начиная с 1 января 2013 г. и по 1 апреля 2013 г. включительно (31 марта 2013 г. приходится на выходной день, поэтому последний срок сдачи переносится на 1 апреля). Но торопиться со сдачей отчетности все же не стоит. Ведь нормы законов об АО и ООО, устанавливающие порядок утверждения отчетности, продолжают действовать. И если первоначальный вариант отчетности утвержден не будет, бухгалтеру придется заново подавать пересмотренную бухгалтерскую отчетность (п. 8 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).
Отчетность малых предприятий
К нам в редакцию приходит много вопросов по формированию бухгалтерской отчетности малых предприятий. Напомним, что критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Бухгалтеров таких предприятий волнует следующее.
Какие формы в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г. представляют малые предприятия в обязательном порядке?
Малые предприятия обязаны представлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация ПЗ-10/2012).
Обратите внимание: для малых предприятий разработаны специальные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», далее — приказ № 66н.
Несмотря на то что формы были утверждены в период действия старого закона о бухучете, они полностью соответствуют требованиям нового закона. Ведь упрощение для субъектов малого предпринимательства способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, является одним из принципов регулирования бухгалтерского учета, предусмотренных новым законом о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 20 Закона № 402-ФЗ). Они должны быть установлены федеральными стандартами (подп. 10 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). А пока таких стандартов нет, в силу ст. 30 Закона № 402-ФЗ продолжают действовать ранее принятые акты по бухгалтерскому учету.
Обязательно ли организация должна применять специальные формы баланса и отчета о финансовых результатах, утвержденные для субъектов малого предпринимательства?
Нет, необязательно. Малые предприятия могут использовать и те формы отчетности, которые представляют организации, не являющиеся малыми. При этом они вправе формировать баланс и отчет о финансовых результатах без приложений к ним. Но если есть желание (или необходимость), малое предприятие может включить в свою бухгалтерскую отчетность и приложения.
Как мы уже сказали выше, до утверждения федеральных стандартов продолжают действовать ранее утвержденные документы по бухгалтерскому учету. А ими предусмотрено, что малые предприятия имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. При этом в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В приложениях малые предприятия приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 приказа № 66н).
Таким образом, приложения малые предприятия включают в состав отчетности, только если без этих данных невозможно оценить финансовое положение организации. Этот вывод подтверждает и Минфин России (письмо от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).
Отметим, что необходимость включения приложений в состав отчетности малого предприятия определяет бухгалтер, поэтому налоговики не могут требовать их представления.
Если малое предприятие за прошлые годы сдавало бухгалтерскую отчетность в полном объеме (с приложениями и пояснительной запиской), может ли оно сдать годовую отчетность за 2012 г. по упрощенным формам (только баланс и отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства)?
Да, может. Эти формы были введены приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» и применяются с 28 октября 2012 г.
Ни новый закон о бухучете, ни ранее утвержденные документы по бухгалтерскому учету не ограничивают малые предприятия в выборе состава форм бухгалтерской отчетности.
Свой выбор организация должна закрепить в учетной политике, внеся в нее соответствующие изменения (п. 7, 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
И еще один вопрос
Какой штраф предусмотрен за несдачу баланса в налоговую инспекцию и статистику? Есть ли какие-то сроки, после которых штраф предъявить не смогут?
За непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности грозит штраф в размере 200 руб. за каждый несданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Привлечь к ответственности могут в течение трех лет (ст. 113 НК РФ). Кроме того, на директора организации может быть наложен административный штраф от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
За несдачу бухгалтерской отчетности в органы статистики административный штраф директора составит от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). При этом срок давности привлечения к административной ответственности составляет: по ст. 13.19 КоАП РФ — два месяца, а по ст. 15.6 КоАП РФ — один год со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).