В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Мы писали о нем в «ЭЖ», 2012, № 37. Сейчас Комитет Госдумы по вопросам собственности рекомендовал принять этот законопроект во втором чтении без учета поправок, предложенных практиками саморегулирования. Однако представители профессионального сообщества высказывают опасения по поводу работоспособности предлагаемых норм. О том, как добиться реальной информационной открытости СРО, рассказывает Роман Ковнер, ответственный секретарь Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
В рамках рабочей группы, сформированной при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, были выработаны поправки к законопроекту, направленные на сбалансированное построение информационного обеспечения деятельности СРО.
Для начала предлагается законодательно определить принципы обеспечения раскрытия информации СРО. Вот как их видят члены рабочей группы:
- размещение информации СРО по уникальному адресу страницы сайта в Интернете;
- обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.
Не должно быть ограничения доступа к информации СРО, в том числе путем специальной регистрации пользователей, запроса паролей, требования специфических идентификаторов сведений и иными способами.
Публичная и закрытая информация
Прежде всего нужно определить, какая именно информация подлежит публичному размещению, то есть разделить информацию, имеющуюся у СРО, по критериям возможного раскрытия на публичную и ту, которая никогда не может быть представлена.
Также необходимо определить категории субъектов, которые могут пользоваться публичной информацией о деятельности СРО, и объем информации, который им необходим для принятия конкретных решений.
Рабочая группа выделила три основные категории субъектов:
- потребители (в том числе и иные заинтересованные лица);
- органы надзора за деятельностью СРО;
- субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности.
Полнота раскрытия информации
Первой категории — потребителям — сведения, имеющиеся у СРО, необходимы как на стадии выбора поставщика или исполнителя, так и на стадии исполнения уже заключенных договоров. Информация о СРО необходима и лицам, которым причинен вред, для получения возмещения из средств компенсационного фонда СРО.
К потребителям можно отнести и органы государственной власти или местного самоуправления: информация о членах СРО им необходима при проведении торгов и определении их победителей, а также при исполнении госконтрактов.
Задача органов надзора за деятельностью СРО — следить за соблюдением обязательных требований к таким организациям. Для этого нужна информация, позволяющая анализировать и прогнозировать деятельность СРО. Кроме того, в некоторых случаях надзорные органы сами являются поставщиками официальной информации о деятельности СРО, поскольку обязаны размещать на своих сайтах достоверную информацию о СРО. Следовательно, информационная открытость СРО невозможна без информационной открытости надзорных органов. Поэтому необходима выработка единых подходов к ведению госреестров СРО и их национальных объединений.
В третью категорию входят как члены СРО, так и потенциальные участники таких организаций. К данной категории также относятся национальные объединения СРО и собственно СРО как субъекты осуществления деятельности в данной сфере. Названным субъектам информация о деятельности СРО необходима по нескольким причинам.
В ряде случаев прием в члены СРО является единственной формой допуска на рынок субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности. И СРО должна обеспечить потенциальным участникам рынка доступ к информации об условиях членства и порядке приема. Кроме того, правом на получение информации о деятельности СРО (в том числе о принимаемых ею решениях) обладают члены конкретной СРО, так как эти решения могут непосредственно влиять на их правовое и финансовое положение. Наконец, полнота и достоверность отражаемой информации позволяет создать репутационное соперничество между СРО.
Документ и информация — не одно и то же
Информация подразделяется на просто информацию (устная информация, текстовые сообщения и т.д.), документированную информацию и систематизированную информацию (такое определение относится к реестрам членов СРО и госреестрам СРО). В потребительских отношениях информация — один из критериев выбора потребителей. Только на основании достоверной и полной информации потребитель может выбрать необходимый ему товар (работу, услугу).
Информация может фиксироваться в документе. В свою очередь документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией (в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания), который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Документы создаются как в бумажном, так и электронном виде.
На практике понятия «информация» и «документ» нередко смешивают, что создает трудности с определением того, в каком виде сведения должны быть представлены на официальном сайте СРО — как простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты.
В данном случае правильнее говорить о «документированной информации». Тем более что такое понятие законодательно закреплено.
Чем наполнить реестр
Под реестром членов СРО понимают информационную систему, содержащую в себе обязательный набор сведений о каждом члене такой организации — как действующем, так и выбывшем, а также структурированное построение указанных сведений в логической и оптимальной последовательности для целей наиболее лучшего их восприятия и возможного дальнейшего использования.
Достаточными сведениями о члене СРО являются данные, позволяющие идентифицировать юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, сведения о контрольных мероприятиях и принятых дисциплинарных мерах в отношении такого члена, а также о формировании имущественной ответственности членом СРО.
Алгоритмы ответственности
Одно из самых спорных положений законопроекта — введение административной ответственности за нарушение обязанностей по раскрытию информации для СРО с обязательным членством и их должностных лиц.
Рабочая группа предлагает распространить ответственность за подобные нарушения только на сами СРО, без привлечения к ответственности должностных лиц.
Вкратце выработанный подход предполагает следующее:
- ответственность наступает при первом неисполнении/ненадлежащем исполнении СРО обязанностей по раскрытию информации;
- повторное нарушение в течение календарного года наказывается штрафом в двукратном размере;
- взыскание налагается только на СРО;
- третье нарушение в течение календарного года станет основанием для лишения некоммерческой организации статуса СРО (через суд);
- ответственность устанавливается для всех без исключения СРО.