В рамках дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» Федеральная антимонопольная служба России подготовила и разместила на своем сайте законопроект, вводящий антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий и участию государства в уставном капитале хозяйственных обществ.
Антимонопольная служба предлагает дополнить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» новой главой 5.1, устанавливающей антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их можно будет создавать только при условии неразвитости или недостаточной развитости конкуренции на товарном рынке, на котором они будут осуществлять свою деятельность.
Хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых принадлежит государству, смогут создаваться только для решения социально-экономических задач в случаях:
- отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;
- использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности;
- неразвитости или недостаточной развитости конкуренции на товарном рынке, на котором они создаются.
Во всех остальных случаях и унитарные предприятия, и хозяйственные общества с соответствующей долей участия государства создавать запретят.
Органам государственной власти для создания унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежит государству, понадобится получить предварительное письменное согласие антимонопольного органа. Такого согласия не потребуется, если создание унитарного предприятия или хозяйствующего общества предусмотрено федеральным законом, нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ.
Для получения согласия соответствующему органу власти, уполномоченному на создание вышеперечисленных юридических лиц, необходимо будет обратиться в антимонопольный орган с ходатайством. К нему нужно приложить:
1) сведения об учредителях предприятия или хозяйственного общества;
2) обоснование соответствия целей создания предприятия или хозяйственного общества целям и условиям, предусмотренным законом;
3) сведения о состоянии конкуренции на товарном рынке, на котором планируется создание предприятия или хозяйственного общества, включающие сведения о продуктовых и географических границах товарного рынка, составе хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей, об общих объемах потребности в товарах (работах, услугах), реализация которых подлежит осуществлению указанными предприятием или юридическим лицом;
4) проект учредительных документов предприятия или хозяйственного общества;
5) проект программы деятельности предприятия или хозяйственного общества на очередной год и на последующие три года;
6) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо которое подлежит передаче хозяйственному обществу на праве собственности, владения и (или) пользования;
7) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо которое подлежит передаче хозяйственному обществу на праве собственности, владения и (или) пользования, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества;
8) сведения об источниках финансирования предприятия или хозяйственного общества.
Если этот пакет документов представлен не полностью, антимонопольный орган расценит это как непредставление ходатайства. О чем уведомит заявителя в десятидневный срок. Через 14 дней со дня получения заявителем уведомления полученные документы будут уничтожаться.
Если ходатайство все же принято, то антимонопольный орган будет рассматривать его в течение месяца, и по результатам такого рассмотрения возможно несколько сценариев развития событий. Оно может быть удовлетворено, и тогда на свет появится еще одно унитарное предприятие или хозяйственное общество. Ходатайство может быть одобрено с одновременной выдачей создаваемому унитарному предприятию или хозяйственному обществу предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Также в удовлетворении ходатайства может быть отказано. Есть и промежуточный вариант, когда срок рассмотрения ходатайства продлевается в целях получения дополнительной информации для принятия решения. ГУПы, МУПы, хозяйственные общества, созданные без предварительного согласия антимонопольного органа, будут ликвидироваться в судебном порядке.
Планируется ввести административную ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа: для должностных лиц штраф составит 1000—2000 руб. (альтернатива — дисквалификация на срок до трех лет), для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Законопроектом не предусмотрено переходных положений, а значит, созданные до его принятия предприятия и общества смогут благополучно существовать, даже если их деятельность ограничивает конкуренцию.