На днях на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект № 293340-6 «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате, Закон РФ «О залоге» и часть первую ГК РФ» (далее — законопроект), внесенный депутатами нижней палаты парламента, хотя «музой» была Федеральная антимонопольная служба. Разработчики законопроекта предлагают сделать более прозрачной систему оплаты нотариальных и иных сопутствующих им услуг, создать два новых реестра, а также предоставить нотариусам преимущественное право выкупа государственного или муниципального имущества, находящегося у них в аренде.
Разговоры о необходимости упорядочить систему оплаты нотариальных услуг ходили уже давно. С прошлого года между Минюстом России и Федеральной антимонопольной службой шел активный обмен мнениями по поводу того, как должны выглядеть будущие изменения в Основы законодательства о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.93 №4462-1). В том, что необходимость таких изменений назрела, чиновники не сомневаются (что, впрочем, может немного не соответствовать истине в отношении самих представителей нотариата). Есть тому и чисто формальная причина, о которой сказано в пояснительной записке к законопроекту. Дело в том, что в начале 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ, внесший изменения в понятие «хозяйствующий субъект» с точки зрения законодательства о защите конкуренции. В итоге оказалось, что под это понятие подпадают и нотариусы, а значит, на них распространяются запреты и ограничения антимонопольного законодательства. В том числе ограничения, касающиеся установления тарифов.
Стоит отметить, что многие из пожеланий антимонопольной службы нашли свое отражение в тексте законопроекта. Например, предложение о компенсации стоимости нотариальных услуг за счет бюджетных средств для представителей социально незащищенных слоев населения. Но только если это специально предусмотрено актом Правительства России или субъекта РФ (ст. 22.3 Основ законодательства о нотариате в ред. законопроекта). А также преимущественное право нотариусов выкупать арендуемое ими государственное или муниципальное имущество.
Частичная оплата нотариального действия не аннулирует его результат
Обратим внимание на то, что изменение нотариальных тарифов, которое предполагает законопроект, отразится далеко не на всех пользователях данной сферы. Ведь за совершение нотариальных действий, которые обязательны в силу закона (например, нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении о регистрации новой организации) и государственные нотариусы, и частно практикующие будут взимать оплату в размере, не превышающем государственную пошлину (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). А размеры такой пошлины, а также особенности ее исчисления и взимания установлены в ст. 333.24 и 333.25 НК РФ.
Законопроект конкретизирует правила оплаты нотариальных тарифов по сравнению с действующей ныне редакцией ст. 22 Основ о нотариате. В частности, предлагается четко предусмотреть, что нотариальный тариф может уплачиваться наличными или безналичными деньгами до или непосредственно во время совершения нотариального действия в полном размере. На наш взгляд, такое уточнение вполне разумно, учитывая развитие системы безналичных расчетов, которое, несомненно, будет продолжаться. Интересно, что неоплата или неполная оплата нотариального тарифа на действительность нотариального действия не повлияют, если оно было совершено нотариусом надлежащим образом. А долг за юридически значимые действия нотариусы будут взыскивать с недобросовестных клиентов в суде.
Что касается самих тарифов, то размеры их в законопроекте превышают действующие на сегодняшний день. Кроме того, нотариальный прейскурант увеличился в размерах за счет конкретизации некоторых нотариальных действий. Например, удостоверение подписи на документах сейчас стоит 100 руб., а на банковской карточке или заявлении о регистрации юридического лица — 200 руб. Законопроектом предлагается установить за удостоверение любых подписей единый тариф в размере 500 руб. Одна страница копии документа или выписка из него обойдется в 50 руб. (по сравнению с нынешними 10 руб.). Усилия нотариуса по удостоверению сделки, предмет которой не подлежит оценке, разработчики законопроекта оценивают в 3000 руб. (сейчас — 500 руб.), а по удостоверению соглашения о расторжении договора — 1500 руб. (сейчас такого нотариального тарифа нет).
Кроме того, отдельно будет тарифицироваться и проверка нотариусом полномочий представителя, если при совершении нотариального действия присутствует он, а не представляемый. Для того чтобы нотариус проверил полномочия представителя гражданина на основании доверенности (возможно, даже удостоверенной тем же самым нотариусом по иронии судьбы), этому представителю придется заплатить 200 руб. Проверка полномочий представителя организации с участием управляющей компании обойдется в 1000 руб., а обычного представителя — 500 руб. Про разницу тарифов для проверки полномочий представителей по доверенности и лиц, которые уполномочены действовать от имени юридического лица без таковой, в законопроекте ничего не сказано. Из чего следует, что платить придется в любом случае, даже если к нотариусу придет лично руководитель. Указанные суммы установлены для каждого из представителей, то есть если, например, удостоверяется сделка, совершить которую вправе несколько представителей и только совместно, то соответствующую сумму тарифа нужно будет умножить на количество представителей.
Напомним, что возможность оформления доверенности на нескольких представителей с 1 сентября появится в ГК РФ (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 12). В то же время удостоверение доверенности в пользу нескольких представителей будет оплачиваться по стандартному, одинарному тарифу.
У разработчиков законопроекта иное видение нотариальных реестров
Законопроект также содержит положения, касающиеся создания и функционирования Единой информационной системы нотариата (ЕИСН). Правда, вызывает некоторое недоумение тот факт, что эти положения во многом не соответствуют положениям Федерального закона от 02.10.2012 № 166-ФЗ, которым и было введено требование о создании соответствующей информационной системы (см. материал внизу).
В частности, законопроект относит к реестрам в рамках ЕИСН реестры нотариальных действий, нотариальных документов, наследственных дел и уведомлений о залоге движимого имущества.
Только два из них упомянуты в вышеназванном законе.
Особое внимание уделено в законопроекте реестру уведомлений о залоге движимого имущества, с которым связано и несколько нотариальных тарифов:
- за выдачу свидетельства о регистрации уведомления о залоге движимого имущества — 300 руб.;
- за регистрацию возражения залогодателя на указанную запись — 100 руб.;
- за проверку наличия согласия залогодателя на регистрацию уведомления — 500 руб.;
- за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества — 40 руб. за каждую страницу выписки (до 10 страниц, далее — 20 руб. за страницу).
Законопроект предлагает совершенно новую редакцию главы XX.1 Основ законодательства о нотариате, посвященную уведомлениям о залоге движимого имущества, которая еще даже не успела вступить в силу. Положения этой главы не делают различия между заявителями, которые обращаются к нотариусу за регистрацией уведомления о залоге — это может сделать и залогодатель, и залогодержатель. Очевидно, что эта мера скорее установлена для защиты интересов залогодержателя. Возможно, именно этим обусловлено то, что законопроектом отдельно предусмотрена проверка согласия залогодателя на регистрацию такого уведомления по желанию заявителя.
Если законопроект будет принят и приобретет статус Федерального закона, то он должен будет вступить в силу 10 января 2014 г.
к сведению
Законопроект, разработанный Минюстом России и антимонопольной службой, частично «перекрывает» положения Основ законодательства о нотариате в редакции Федерального закона от 02.10.2012 № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные акты РФ», который вступит в силу лишь в январе 2014 г. (см. «ЭЖ», 2012, № 36, с. 14). Этим законом предусмотрено создание Единой информационной системы нотариата, в которую будут входить пять реестров: реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, реестр удостоверенных доверенностей и распоряжений об отмене доверенностей, реестр открытых наследственных дел, реестр удостоверенных брачных договоров, реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Расходы по созданию данной информационной системы будет нести Федеральная нотариальная палата, чьи представители обращали на это свое внимание еще в ходе рассмотрения законопроекта и, разумеется, не выражали в связи с этим особой радости. Возможно, повышение тарифов за нотариальные, правовые и технические услуги помогло бы ФНП справиться с этим новым финансовым бременем.