Муниципальные власти наделены дополнительным полномочием по изъятию земельных участков без внесения поправок и изменений в закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ), поскольку это совсем не обязательно.
Глава 3 «Вопросы местного значения» муниципального закона предусматривает возможность органов местного самоуправления различного уровня (поселенческого, районного, городского) решать любые вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципалитетов, органов государственной власти при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств, за исключением межбюджетных субвенций и дотаций. Для принятия решения об изъятии используемого не по назначению или заброшенного земельного участка не нужны дополнительные финансовые расходы. Наоборот, муниципалитеты получают возможность пополнить свои бюджеты, передавая изъятые наделы в аренду или продавая их. При этом у них появляется возможность поощрять местный бизнес путем оформления аренды земельных участков фермерам и социальным предпринимателям по льготным ставкам. Согласно экспертным оценкам, в бессрочном пользовании учреждений оборонного ведомства, к примеру, находятся сотни тысяч гектаров земли. Крупными, но неэффективными землепользователями являются и другие министерства и ведомства. Найти им замену — задача теперь и местной власти.
Но смогут ли местные власти надлежащим образом распорядиться свалившимся на них «счастьем»? Не станет ли дополнительное полномочие причиной их раздрая с региональными органами государственной власти? Способны ли практики муниципального управления не поддаться искушению пополнить семейный бюджет, а не местный?
Вопросы отнюдь не праздные. Как показало анкетирование, осуществленное «ЭЖ» с 26 апреля по 28 мая в связи с годовщиной утверждения в России Дня местного самоуправления, отношение россиян к власти шаговой доступности, мягко сказать, неоднозначное. Был задан вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз: «Кому нужна местная власть?» И ответы читателей тоже были предельно откровенными, что не может не радовать. Их трезвая оценка состояния местного самоуправления — свидетельство крепнущей гражданской позиции населения. А это, в свою очередь, залог того, что люди не будут мириться с инертностью муниципалитетов и станут активнее вмешиваться в решение вопросов местного значения по улучшению условий и качества жизни вокруг себя. Собственно, это является одной из главных целей муниципальной реформы.
С итогами опроса «ЭЖ» можно познакомиться на сайте еженедельника в разделе «Аналитический центр». Тем не менее представляем часть результатов здесь в качестве аргумента в пользу высказанного скепсиса относительно способности части местной власти эффективно воспользоваться новым своим полномочием.