Правительство утвердило Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. Согласно документу за восемь лет доля российской продукции в этом сегменте должна вырасти более чем в два раза. Пока отечественным заводам, выпускающим вещи и игрушки для малышей, принадлежит лишь пятая часть российского рынка. Для производства детских товаров в стране используются устаревшие технологии и материалы, поэтому они проигрывают иностранным аналогам по дизайну, качеству и цене.
В 2012 г. розничный рынок детских товаров, демонстрирующий постоянный рост (около 10% в год) и устойчивость к кризисным явлениям, превысил 650 млрд руб. Для сравнения: темпы роста общемирового рынка детских товаров в два раза ниже (5% в год).
По итогам 2012 г. объем мирового рынка детских товаров достиг 412 млрд долл. (что на 60% больше показателя авиастроительной отрасли). В общемировом объеме доля российского рынка составила всего 5%. Интересно, что российский рынок отличается по структуре от общемирового рынка. В России на первом месте в структуре продаж находится одежда (31%), доля игр и игрушек — 25% (против 40% в мире в целом).
В интересах детей и семей с детьми в РФ работают 15 сопряженных отраслей. Всего в индустрии задействовано 6500 организаций, из них 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах РФ.
Спрос на детские товары будет расти
На рынке детских товаров существуют две группы потребителей — дети и взрослые, при этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети. С возрастом влияние ребенка на выбор товара растет.
Авторы Стратегии подсчитали, что спрос со стороны и той и другой категории потребителей детских товаров будет активно увеличиваться в ближайшие годы. Этому в первую очередь будут способствовать демографические тенденции — устойчивый рост рождаемости, связанный с повышением уровня жизни населения, реализация государственных программ, а также вступление в активный детородный период женщин (20—35 лет), родившихся в период роста рождаемости конца 70—80-х гг.
Ожидают эксперты и роста культуры потребления товаров для малышей. На текущий момент потребление детской продукции на одного ребенка в Соединенных Штатах Америки превосходит аналогичный показатель в России на 40%, в Великобритании — на 70%.
Отечественным производителям не хватает инноваций
Большинство российских производителей не успевают за растущим рынком. В 2012 г. в общем объеме российского рынка товары отечественного производства занимали лишь 20,6% (обувь — 10,7%; одежда — 16,7%; игры и игрушки — 18,2%; детское питание — 37,9%).
Основные причины отставания отечественных игроков — слаборазвитые производственная инфраструктура и инновационная составляющая индустрии. Доля устаревшего оборудования — не менее 80 %, а темпы обновления в отрасли слишком низкие — 3—4% в год. Это не позволяет большинству российских предприятий следовать за новыми тенденциями и развивать перспективные направления.
В среднем в мире компании расходуют на НИОКР 3—5% от оборота, в России — менее 1%. Невелики затраты российских игроков и на продвижение продукции. Затраты на продвижение товаров крупными мировыми компаниями — 8—10% от оборота, в России — менее 3%.
Также активному развитию отечественных производителей игрушек, по мнению Минпромторга, мешает кадровый дефицит. В России фактически отсутствует образовательная инфраструктура. По экспертным данным Ассоциации индустрии детских товаров, в отрасли занято более 300 000 человек, основная часть которых является субъектами малого и среднего предпринимательства.
В 2006 г. прекратил свою работу единственный в России Всероссийский научно-исследовательский институт изделий для детей (прежнее наименование — Институт игры и игрушки Министерства легкой промышленности). Единственным специализированным учреждением среднего профессионального образования до 2012 г. являлся Российский художественно-технический колледж игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область). В настоящее время это образовательное учреждение находится в стадии реорганизации. Таким образом, в индустрии работают специалисты, которые учились по смежным специальностям (дизайнер, конструктор одежды и др.) и не обладают знаниями детской специфики (физиологии и психологии детей, эргономики, специальных санитарно-гигиенических требований).
Еще одним из факторов снижения конкурентоспособности российских производителей является значительный объем теневого рынка. Детские товары входят в тройку товаров со значительной долей контрабанды и контрафакта — объем «теневого» рынка составляет 30%.
В 2012 г. Роспотребнадзор провел 26 040 исследований образцов товаров детского ассортимента (из них 15 165 исследований образцов импортируемых товаров, или 58,2%). В ходе контрольно-надзорных мероприятий инспекторы изъяли из оборота 1276 партий игр и игрушек (403 358 единиц игрушек) на сумму более 1,5 млн руб. (из них на сумму 1,4 млн руб. импортируемых и на сумму 160 000 руб. отечественных игрушек). Такая же участь постигла 970 партий товаров детского ассортимента на сумму более 5 млн руб. (2,5 млн руб. пришлось на импортные товары, а 2,4 млн руб. — на отечественные).
Кроме того, контролеры приостановили реализацию 1397 партий игр и игрушек (411 242 единицы игрушек) на сумму 2,7 млн руб. (на 1,7 млн руб. импортируемых игрушек, на 1 млн руб. — отечественных игрушек). А также 2028 партий товаров детского ассортимента на сумму более 9 млн руб. (импортных товаров на 6,8 млн руб., отечественных — на 2,2 млн руб.). За 2012 г. по выявленным нарушениям были назначены административные наказания — 2580 административных штрафов на сумму свыше 5,4 млн руб. В суд было направлено 235 дел.
В Минпромторге рассчитывают, что за счет развития инфраструктуры индустрии детских товаров, кадрового потенциала и сокращения теневого сектора доля российской продукции к 2020 г. вырастет до 45%.
При этом чиновники пообещaли, что стоимость игрушек будет падать. Проведенный сравнительный анализ показал, что цены на детские товары в России в 1,2—1,7 раза выше по сравнению с другими странами. Наименьшие различия имеются в товарной категории «игрушки», максимальные — в категории «детская одежда».
«При этом необходимо отметить, что наценка и маржа организаций в России не отличается, а иногда ниже, чем в других странах, а финансовый результат организации в РФ ниже, чем, например, на польском рынке», — прокомментировали результаты анализа авторы стратегии. Они подчеркнули, что налог на добавленную стоимость на детские товары во всех рассмотренных странах составляет 18—20%, в России — 10%, товары для всех рынков абсолютно идентичны и произведены на одних и тех же фабриках, преимущественно в Китае, а стоимость морского фрахта и других логистических затрат отличается при поставках из Китая несущественно.
Повышенные цены на детские товары в России эксперты объяснили высокой долей в конечной цене посреднической наценки, связанной с недостаточной развитостью прямых связей между производителями и организациями торговли, а также особенностями таможенного администрирования, выражающимися в высоких затратах на таможенное оформление ввозимой продукции. По подсчетам авторов стратегии, за счет сокращения административных издержек в рамках реализации стратегии стоимость детских товаров для конечного потребителя будет снижена не менее чем на 15% к 2020 г.
к сведению
Рождаемость бьет рекорды
По данным Росстата, число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, проживающих на начало 2012 г. на территории Российской Федерации, составило 26,5 млн человек, что в структуре населения России составляет 18,5%. Численность детей в возрасте от 0 до 15 лет составляет 23,5 млн человек, или 16,5%, численность детей в возрасте от 0 до 4 лет — 8,4 млн человек, или 5,9%.
На протяжении 18 лет (1990 — 2007 гг.) численность детей в возрасте от 0 до 15 лет сокращалась, но с 2008 г. отмечается ее значительный рост. В 2012 г. были отмечены самые высокие за последние 20 лет демографические показатели. Число детей, родившихся в 2012 г. (1 896 300), превысило аналогичный показатель 2011 г. (1 796 600) на 99 700 человек. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста, в 2012 г. составил 1,7 человека (в 2011 г. — 1,582, в 2010 г. — 1,567, в 2009 г. — 1,542).
Вместе с ростом рождаемости изменяется структура детского населения. Так, постепенно увеличивается количество детей в возрасте до пяти лет. По данным Росстата, в 2000 г. эта категория детей составляла лишь 24,6% при абсолютном доминировании количества детей подросткового возраста, а в 2012 г. их количество было уже на уровне 37,7%. При этом количество детей в возрасте до 14 лет (включительно) в общей численности детей за этот период снизилось с 45,5 до 29,6%.
Сравнительный анализ рынков России и развитых стран
|
Россия |
США |
Германия |
Великобритания |
Численность населения, млн человек |
143 |
312 81,7 |
62,6 |
|
Число детей 0—14 лет, млн человек |
22 |
61 |
10,8 |
10,8 |
Объем рынка детских товаров, млрд долл. |
21,3 |
82,3 |
13,4 |
18,4 |
Доля страны в структуре мирового рынка детских товаров, % |
5 |
20 |
3 |
4 |
Среднедушевой валовый национальный доход, долл. |
10 400 |
48 450 |
43 980 |
37 780 |
Источник: Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 г.