Российские игрушки «стратегически» вернутся на рынок

| статьи | печать

Правительство утвердило Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. Согласно документу за восемь лет доля российской продукции в этом сегменте должна вырасти более чем в два раза. Пока отечественным заводам, выпускающим вещи и игрушки для малышей, принадлежит лишь пятая часть российского рынка. Для производства детских товаров в стране используются устаревшие технологии и ­материалы, поэтому они проигрывают иностранным аналогам по дизайну, качеству и цене.

В 2012 г. розничный рынок детских товаров, демонстрирующий постоянный рост (около 10% в год) и устойчивость к кризисным явлениям, превысил 650 млрд руб. Для сравнения: темпы роста общемирового рынка детских товаров в два раза ниже (5% в год).

По итогам 2012 г. объем мирового рынка детских товаров достиг 412 млрд долл. (что на 60% больше показателя авиастрои­тельной отрасли). В общемировом объеме доля российского рынка составила всего 5%. Интересно, что российский рынок отличается по структуре от общемирового рынка. В России на первом месте в структуре продаж находится одежда (31%), доля игр и игрушек — 25% (против 40% в мире в целом).

В интересах детей и семей с детьми в РФ работают 15 сопряженных отраслей. Всего в индустрии задействовано 6500 организаций, из них 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах РФ.

Спрос на детские товары будет расти

На рынке детских товаров существуют две группы потребителей — дети и взрослые, при этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети. С возрастом влияние ребенка на выбор товара растет.

Авторы Стратегии подсчитали, что спрос со стороны и той и другой категории потребителей детских товаров будет активно увеличиваться в ближайшие годы. Этому в первую очередь будут способствовать демографические тенденции — устойчивый рост рождаемости, связанный с повышением уровня жизни населения, реализация государственных программ, а также вступление в активный детородный период женщин (20—35 лет), родившихся в период роста рождаемости конца 70—80-х гг.

Ожидают эксперты и роста культуры потребления товаров для малышей. На текущий момент потребление детской продукции на одного ребенка в Соединенных Штатах Америки превосходит аналогичный показатель в России на 40%, в Великобритании — на 70%.

Отечественным производителям не хватает инноваций

Большинство российских производителей не успевают за растущим рынком. В 2012 г. в общем объеме российского рынка товары отечественного производства занимали лишь 20,6% ­(обувь — 10,7%; одежда — 16,7%; игры и игрушки — 18,2%; детское питание — 37,9%).

Основные причины отставания отечественных игроков — слаборазвитые производственная инфраструктура и инновационная составляющая индустрии. Доля устаревшего оборудования — не менее 80 %, а темпы обновления в отрасли слишком низкие — 3—4% в год. Это не позволяет большинству российских предприятий следовать за новыми тенденциями и развивать перспективные направления.

В среднем в мире компании расходуют на НИОКР 3—5% от оборота, в России — менее 1%. Невелики затраты российских игроков и на продвижение продукции. Затраты на продвижение товаров крупными мировыми компаниями — 8—10% от оборота, в России — менее 3%.

Также активному развитию отечественных производителей игрушек, по мнению Минпромторга, мешает кадровый дефицит. В России фактически отсутствует образовательная инфраструктура. По экспертным данным Ассоциации индустрии детских товаров, в отрасли занято более 300 000 человек, основная часть которых является субъектами малого и среднего предпринимательства.

В 2006 г. прекратил свою работу единственный в России Всероссийский научно-исследовательский институт изделий для детей (прежнее наименование — Институт игры и игрушки Министерства легкой промышленности). Единственным специализированным учреждением среднего профессионального образования до 2012 г. являлся Российский художественно-технический колледж игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область). В настоящее время это образовательное учреждение находится в стадии реорганизации. Таким образом, в индустрии работают специалисты, которые учились по смежным специальностям (дизайнер, конструктор одежды и др.) и не обладают знаниями детской специфики (физиологии и психологии детей, эргономики, специальных санитарно-гигиенических требований).

Еще одним из факторов снижения конкурентоспособности российских производителей является значительный объем теневого рынка. Детские товары входят в тройку товаров со значительной долей контрабанды и контрафакта — объем «теневого» рынка составляет 30%.

В 2012 г. Роспотребнадзор провел 26 040 исследований образцов товаров детского ассортимента (из них 15 165 исследований образцов импортируемых товаров, или 58,2%). В ходе контрольно-надзорных мероприятий инспекторы изъяли из оборота 1276 партий игр и игрушек (403 358 единиц игрушек) на сумму более 1,5 млн руб. (из них на сумму 1,4 млн руб. импортируемых и на сумму 160 000 руб. отечественных игрушек). Такая же участь постигла 970 партий товаров детского ассортимента на сумму более 5 млн руб. (2,5 млн руб. пришлось на импортные товары, а 2,4 млн руб. — на отечественные).

Кроме того, контролеры при­остановили реализацию 1397 партий игр и игрушек (411 242 единицы игрушек) на сумму 2,7 млн руб. (на 1,7 млн руб. импортируемых игрушек, на 1 млн руб. — отечественных игрушек). А также 2028 партий товаров детского ассортимента на сумму более 9 млн руб. (импортных товаров на 6,8 млн руб., отечественных — на 2,2 млн руб.). За 2012 г. по выявленным нарушениям были назначены административные наказания — 2580 административных штрафов на сумму свыше 5,4 млн руб. В суд было направлено 235 дел.

В Минпромторге рассчитывают, что за счет развития инфраструктуры индустрии детских товаров, кадрового потенциала и сокращения теневого сектора доля российской продукции к 2020 г. вырастет до 45%.

При этом чиновники по­обе­щaли, что стоимость игрушек будет падать. Проведенный сравнительный анализ показал, что цены на детские товары в России в 1,2—1,7 раза выше по сравнению с другими странами. Наименьшие различия имеются в товарной категории «игрушки», максимальные — в категории «детская одежда».

«При этом необходимо отметить, что наценка и маржа организаций в России не отличается, а иногда ниже, чем в других странах, а финансовый результат организации в РФ ниже, чем, например, на польском рынке», — прокомментировали результаты анализа авторы стратегии. Они подчеркнули, что налог на добавленную стоимость на детские товары во всех рассмот­ренных странах составляет 18—20%, в России — 10%, товары для всех рынков абсолютно идентичны и произведены на одних и тех же фабриках, преимущественно в Китае, а стоимость морского фрахта и других логистических затрат отличается при поставках из Китая несущественно.

Повышенные цены на детские товары в России эксперты объяснили высокой долей в конечной цене посреднической наценки, связанной с недостаточной развитостью прямых связей между производителями и организациями торговли, а также особенностями таможенного администрирования, выражающимися в высоких затратах на таможенное оформление ввозимой продукции. По подсчетам авторов стратегии, за счет сокращения административных издержек в рамках реализации стратегии стоимость детских товаров для конечного потребителя будет снижена не менее чем на 15% к 2020 г.

к сведению

Рождаемость бьет рекорды

По данным Росстата, число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, проживающих на начало 2012 г. на территории Российской Федерации, составило 26,5 млн человек, что в структуре населения России составляет 18,5%. Численность детей в возрасте от 0 до 15 лет составляет 23,5 млн человек, или 16,5%, численность детей в возрасте от 0 до 4 лет — 8,4 млн человек, или 5,9%.

На протяжении 18 лет (1990 — 2007 гг.) численность детей в возрасте от 0 до 15 лет сокращалась, но с 2008 г. отмечается ее значительный рост. В 2012 г. были отмечены самые высокие за последние 20 лет демографические показатели. Число детей, родившихся в 2012 г. (1 896 300), превысило аналогичный показатель 2011 г. (1 796 600) на 99 700 человек. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста, в 2012 г. составил 1,7 человека (в 2011 г. — 1,582, в 2010 г. — 1,567, в 2009 г. — 1,542).

Вместе с ростом рождаемости изменяется структура детского населения. Так, постепенно увеличивается количество детей в возрасте до пяти лет. По данным Росстата, в 2000 г. эта категория детей составляла лишь 24,6% при абсолютном доминировании количества детей подросткового возраста, а в 2012 г. их количество было уже на уровне 37,7%. При этом количество детей в возрасте до 14 лет (включительно) в общей численности детей за этот период снизилось с 45,5 до 29,6%.

Сравнительный анализ рынков России и развитых стран


Россия

США

Германия

Великобритания

Численность населения, млн человек

143

312 81,7

62,6


Число детей 0—14 лет, млн человек

22

61

10,8

10,8

Объем рынка детских товаров, млрд долл.

21,3

82,3

13,4

18,4

Доля страны в структуре мирового рынка детских товаров, %

5

20

3

4

Среднедушевой валовый национальный доход, долл.

10 400

48 450

43 980

37 780

Источник: Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 г.