Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) действует уже более четырех лет. За это время удалось добиться снижения избыточного давления на бизнес-среду, упорядочив соответствующие контрольные процедуры. Однако органы исполнительной власти решили усовершенствовать проверочные процедуры, сделав их планирование более обоснованным.
Стараясь защитить предпринимателей от излишнего вмешательства, государство забыло о тех, кто может пострадать от их деятельности. Ведь одним из конечных результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей является предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан со стороны проверяемых хозяйствующих субъектов. Отсюда следует, что проверке предприниматели должны подвергаться избирательно, исходя из степени опасности, которую может представлять их деятельность. Однако на практике осуществление контрольно-надзорной деятельности государственных органов стало носить зачастую формальный характер, проверки планируются по сплошному принципу, без ориентации на конечный результат. Потому итогом проверочных действий контрольных органов становится выявление фактов малозначительных нарушений, в то время как хозяйственная деятельность предприятий, представляющая реальную угрозу жизни и здоровью граждан, остается без должного внимания.
Учитывая это, Минэкономразвития разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Проект), который был размещен на сайте министерства 17 июня для оценки его регулирующего воздействия. Проект предполагает, в частности, внесение изменений в Закон № 294-ФЗ. Если Проект будет одобрен и принят, то соответствующий закон должен будет вступить в силу с 1 января 2015 г.
Проектом предполагается осуществить переход от сплошного принципа планирования проверок на принцип управления рисками, при котором интенсивность проверочных мероприятий зависит от оценки возможного причинения вреда при осуществлении хозяйственной деятельности. Этот переход должен быть осуществлен с 1 января 2015 г. сначала в отношении наиболее массовых видов надзора, такого как санитарно-эпидемиологический, транспортный и промышленный надзор. И только после этого практику такого подхода к планированию проверочных мероприятий могут распространить и на иные виды надзорной деятельности. При этом общие критерии оценки риска (численность персонала, массовость выпуска продукции, наличие и характер нарушений, выявленных при предыдущих проверках, и т.п.) будут определяться Правительством РФ, а конкретные методики оценки с учетом специфики проверяемой деятельности — соответствующими контрольно-надзорными органами.
Реализацию поставленной цели предполагается осуществлять двумя методами.
Первый — определять периодичность планирования исходя из степени опасности для жизни и здоровья граждан, представляемой деятельностью проверяемого. Как мы отметили выше, сейчас периодичность плановых проверок не зависит от степени потенциальной опасности деятельности хозяйствующих субъектов. Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением некоторых, указанных в п. 9 ст. Закона № 294-ФЗ) могут подвергаться плановым проверкам с периодичностью не чаще чем один раз в три года. Проект предлагает отойти от такой практики, установив зависимость периодичности плановых проверок от потенциальной опасности, представляемой деятельностью конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Второй метод — учет результатов предыдущих плановых и внеплановых проверок, а также состояния соблюдения проверяемыми обязательных требований, установленных правовыми актами, при планировании очередных проверок. Для реализации этого положения Проекта от органов государственного надзора и муниципального контроля потребуется в срок до 1 января 2015 г. (времени предполагаемого вступления в силу соответствующего закона) разработать критерии оценки системы риска, провести их публичное обсуждение и утвердить соответствующими приказами.