Сегмент электронной коммерции в последние годы становится все более заметным в российской экономике. По прогнозам экспертов, к 2015 г. доля продаж через Интернет составит 4,5% в общем объеме российской розничной торговли. Это в два раза больше, чем в прошлом году (2,2%), и в три раза больше, чем в 2011 г. (1,5%). Темпы роста интернет-торговли опережают темпы роста экономики страны почти в десять раз, если опираться на данные по 2012 г.: ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce — почти на треть.
Как говорится в исследовании J’son & Partners Consulting, российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы прироста в 29% в 2008—2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн руб. Если сравнить 2009 и 2012 гг., то всего за четыре года рынок вырос вдвое — с 210 млрд до 405 млрд руб.
Темпы роста рынка впечатляют, однако, они могли быть еще больше, если бы не ряд сдерживающих факторов. К такому выводу пришли эксперты в ходе онлайн-конференции «Рынок электронной коммерции: тенденции и перспективы роста», организованной порталом «Финам». «На сегодняшний день все еще остались те „болячки“, которые существуют практически с самого открытия Ozon.ru: большая часть платежей — это все еще наличные, увеличенная комиссия банков для интернет-платежей, необходимость обеспечивать логистику и доставку своими силами, пробелы в законодательстве», — заявил руководитель цифровых продаж Ozon.ru Михаил Осин.
По мнению участников рынка, развитие электронной коммерции сдерживает также низкая автоматизация внутри компаний. «Существует разрозненность между онлайновой составляющей бизнеса и логистической. Также в компаниях часто недостаточно хорошо развиты клиентские базы данных. Это сильно ограничивает количество предлагаемых сервисов и качество рекомендательных систем», — пояснил генеральный директор ADV/web-engineering Алексей Персианов.
Еще один фактор, тормозящий расширение сектора, — неразвитость логистической инфраструктуры. Причем, как подчеркнул директор интернет-направления re:Store Игорь Попов, для решения этой проблемы в отличие от других необходимо много времени и капитальных затрат, в том числе со стороны государства.
Вместе с тем участников рынка огорчает невысокий уровень проникновения Интернета в России, а также его стоимость. Руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» Алексей Авдей отметил, что россияне до сих пор не доверяют электронной торговле: «По данным TNS, большинство интернет-пользователей выбирают товары в Интернете, но покупают в нем только 50% от выбиравших. Не все готовы платить кредитными картами и электронными деньгами. Также тормозит развитие невысокий уровень сервиса (он отпугивает новых пользователей, которые делают пробные покупки) и проблемы с доставкой».
Несмотря на ряд сложностей, сравнение с другими странами показывает, что у российских интернет-продаж есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров — Великобритании и США — превышает 10%.
Специалисты PayOnline считают, что относительно мирового уровня российская электронная коммерция находится все еще на «зачаточной» стадии развития и, кроме быстрого роста, других аргументов в споре с признанными гигантами онлайн-потребления у нее пока нет. По мнению аналитиков, проиллюстрировать этот факт можно очень просто: самая большая по территории страна в мире с самой большой аудиторией пользователей Интернета в Европе занимает всего 1,3% глобального объема рынка электронной коммерции: россияне потратили в 2012 г. 13 млрд долл. в Интернете, а все жители нашей планеты — 1 трлн долл.
Эксперты J’son & Partners Consulting считают, что в ближайшие годы в структуре рынка электронной коммерции РФ произойдут значимые изменения. Так, доля оплат при помощи наличных сократится (с 78% в 2012 г. до 57% в 2017 г.) при одновременном росте оплат при помощи банковских карт (с 13% в 2012 г. до 32% в 2017 г.).
Резких изменений аналитики ожидают и в структуре продаж. Доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012 г. до 60% в 2017 г. В 2012 г. аналитики оценили объем этого сектора на рынке электронной коммерции РФ в 1,2 трлн руб. Прогноз на 2017 г. — 2,2 трлн руб. В структуре нефизических товаров и услуг ожидается, что наибольшими темпами будет расти подсегмент «цифровой контент», наименьшими — «сотовая связь».
Эксперты ожидают, что рост рынка сектора физических товаров продолжится, и к 2017 г. его объем превысит 1,5 трлн руб. Уже через три года доля физических товаров в электронной коммерции стабилизируется на отметке 40% рынка. К этому времени среднего уровня в 10—15% ежегодно достигнет и темп прироста рынка.
При этом количество посетителей интернет-магазинов к 2017 г. превысит 26 млн человек, а наибольшим спросом будет пользоваться потребительская электроника, одежда и обувь, а также медиатовары.
Сколько ежегодно в среднем тратят на покупки в Интернете жители разных стран, 2012 г., долл.
Россия |
628 |
Аргентина |
380 |
Индонезия |
337 |
Китай |
501 |
Италия |
1380 |
Австралия |
3802 |
Япония |
1743 |
Великобритания |
3585 |
США |
2293 |
Источник: PayOnline