Выпуск вертолетов к 2020 г. увеличится на 50%

| статьи | печать

К 2020 г. Россия будет выпускать 450 вертолетов в год. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на Европейском вертолетном форуме в Москве. Он пояснил, что такая цель ставится перед отраслью в рамках реализации госпрограммы по развитию авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 гг. В прошлом году российские предприятия, на долю которых приходится более 14% мирового рынка, выпустили 290 вертолетов. Всего в настоящее время эксплуатируется около 8500 отечественных машин в 100 странах мира.

По мнению Ю. Слюсаря, 50-процентный рост выпуска вертолетов позволит увеличить долю рынка, контролируемую российс­кими компаниями, с 14 до 20%. При этом выручка в вертолетостроении вырастет почти вдвое — с 126 до 241 млрд руб. «Первоочередной задачей отечественного вертолетостроения является успешная реализация текущих проектов, например Ми-171А2, Ми-38, Ка-62, в традиционных для отечественного вертолетостроения сегментах (средние и тяжелые вертолеты). Их успех позволит перейти к решению вопроса о входе в новые сегменты — в первую очередь в сегмент легких вертолетов», — заявил представитель Минпромторга. По его словам, вертолетостроение всегда было одной из ведущих и самых устойчивых отраслей экономики России. Фактически эта отрасль, будучи высокотехнологичной и крайне наукоемкой, сохраняла свою конкурентоспособность и в непростые постсоветские годы, и во время мирового финансового кризиса. На настоящий момент доля продаж отечественных вертолетов на отечественном рынке — 85%, в России произведено 35% мирового парка боевых вертолетов, 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов максимальной взлетной массой более 20 т, а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов максимальной взлетной массой от 8 до 15 т.

«Россия входит в тройку ведущих мировых вертолето­строительных держав, мы занимаем более 14% мирового рынка. Сейчас эксплуатируется около 8500 наших машин в 100 странах мира», — сообщил Ю. Слюсарь. Портфель твердых заказов — как экспортных, так и внутренних — на продукцию предприятий акционерного общества «Вертолеты России», на период до 2020 г. уже составляет 870 вертолетов на общую сумму 388 млрд руб. Только в текущем году холдинг «Вертолеты России» планирует выпустить 321 машину авиационной техники, что почти в два раза превосходит показатели четырехлетней давности.

Впрочем, как говорил в августе на совещании по вопросу «О состоянии и перспективах развития российского вертолетостроения» Президент РФ Владимир Путин, такой прирост достигнут главным образом за счет поставок вертолетов военного назначения как в рамках гособоронзаказа, так и экспортных контрактов. Позиции отечественных производителей в секторе гражданской вертолетной техники традиционно являются слабыми.

В то же время гражданские вертолеты занимают 40% мирового рынка. Из-за проблем с гражданской техникой по общим объемам выпуска Россия существенно проигрывает странам-конкурентам. Страны ЕС в 2011 г. произвели вертолетов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. (43,3% мирового рынка вертолетостроения).

Чтобы обеспечить сбалансированное развитие отрасли, глава государства поставил задачу перед отраслевыми игроками и чиновниками — серьезно подтянуть гражданский сектор, существенно увеличив объемы выпуска и поставок такой вертолетной техники как на экспорт, так и для собственных нужд. Что касается внутреннего рынка, то потенциальный спрос здесь, по данным Кремля, очень большой. Для того чтобы целевым образом поддержать сектор гражданского вертолето­строения, из федерального бюджета планируется выделить около 36 млрд руб. до 2020 г.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров подтвердил, что главная задача «Вертолетов России» на ближайшую перспективу — это развивать новый модельный ряд по гражданским модификациям. Большие надежды в этом направлении чиновники возлагают на международное сотрудничество. В частности, на совместное предприятие HeliVert (создано летом 2011 г. холдингом «Вертолеты России» и итальянской компанией AgustaWestland, входящей в состав корпорации Finmeccanica). Это СП уже позволило обеспечить передачу производственных технологий и приобрес­ти опыт реализации крупных международных проектов. Сейчас завершается процедура подготовки соглашения по совместной разработке и производству легкой машины. Вертолет с одним двигателем и взлетным весом 2,5—3 т в стране ранее не выпускался.

Статистика поставок отечественных вертолетов

2004

85

2005

93

2006

108

2007

120

2008

169

2009

183

2010

214

2011

262

2012

290

2013

354

2014

399

2015

385

Источники: «Вертолеты России»,

«Оборонпром», Минпромторг

к сведению

Отрасль спасла консолидация

Если в начале 2000 г. на мировом рынке отечественные вертолеты занимали всего 3%, то к 2013 г. этот уровень достиг уже 14%. Такой скачок стал возможным во многом благодаря интеграции отдельных компаний в рамках единого холдинга под одним брендом «Вертолеты России».

Как рассказал на отраслевом совещании у главы государства Владимира Путина министр промышленности и торговли Денис Мантуров, объемы выпуска продукции отечественных производителей вертолетов с 2008-го по 2012 гг. выросли в три раза, а численность персонала при этом стала больше всего на 10%.

В рамках работы по увеличению производительности труда холдингу удалось выйти в 2012 г. на уровень 2,9 млн руб. на работающего, в планах на текущий год — 3,6 млн, к 2020 г. — 5,8 млн руб. на человека. Это один из самых высоких показателей среди машиностроительных предприятий.

По уровню рентабельности «Вертолеты России» сейчас находятся на втором месте среди мировых вертолетных компаний и на первом месте по динамике рос­та чистой прибыли. Это отражает высокий уровень финансовой эффективности. По прошлому году в статистике и рейтинге производителей вооружений — так называемом Defense News Top 100 — «Вертолеты России» заняли 24-е место (на 15 ступеней выше, чем в рейтинге за предыдущий год) и второе место — в России.