В письме от 28.08.2013 № 03-07-15/35322 Минфин России поддержал идею налоговиков о применении универсального передаточного (отгрузочного) документа (УПД) для налоговых вычетов по НДС и для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль. Но при этом финансисты предложили внести в него определенные коррективы.
Накладная + счет-фактура = УПД
Сейчас, работая на общей системе налогообложения, продавец при реализации товаров составляет как минимум два документа: первичный документ, удостоверяющий факт совершения операции (накладная на отгрузку товаров), и счет-фактура по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Поскольку большинство реквизитов этих документов дублируются, по мнению налоговых органов, с целью сокращения объемов документооборота вполне логично было бы объединить функции этих двух документов в один. Тем более что положения Налогового кодекса не запрещают дополнять утвержденную форму счета-фактуры дополнительными реквизитами (письмо ФНС России от 12.03.2012 № ЕД-4-3/4061@).
Однако реализации этой идеи мешало требование старого закона о бухучете, предписывающее применять в качестве первичных документов формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). С 1 января 2013 г. этот закон утратил силу. А согласно новому закону о бухучете организации теперь должны разрабатывать формы первичных учетных документов самостоятельно (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Таким образом, законодательное препятствие, мешавшее объединению двух документов, отпало. В связи с этим ФНС России в начале года предложила бухгалтерскому сообществу обсудить разработанный ей проект формы единого отгрузочного документа, который объединит в себе как функции первичного документа, так и функции счета-фактуры (подробнее об этом см. «БП», 2013, № 13 и 21). За его основу налоговики взяли форму счета-фактуры и дополнили ее показателями из формы накладной ТОРГ-12, относящимися к оформлению факта передачи имущества. Они заявили об отсутствии налоговых рисков при применении такого документа. Ведь все необходимые реквизиты счета-фактуры, установленные в ст. 169 НК РФ, в нем сохранены. Было предложено две формы единого документа: для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей, отличающиеся между собой лишь составом подписей. Сам документ сначала назывался «единый отгрузочный (передаточный) документ», а в конечном варианте название было изменено на «универсальный передаточный (отгрузочный) документ».
По задумке налогового ведомства, применение единого документа должно упростить документооборот и снизить издержки не только у компаний, но и у самих налоговиков. Ведь ФНС России является крупнейшим потребителем документации, связанной с исчислением налогов и сборов. Специалисты налогового ведомства полагают, что единый документ можно применять не только при документальном оформлении отгрузки товаров, но и в случаях, когда составляется только один счет-фактура (например, на аванс). При этом они отмечают, что применение такого документа является не обязанностью, а правом организаций. Более того, компании могут совмещать единый документ с обычными первичными документами и счетами-фактурами и в одних случаях выписывать счет-фактуру, а в других — единый документ.
Поскольку налогоплательщиков волнует правомерность дополнения показателей счетов-фактур и использования единого документа для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС и для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль, налоговики направили свою позицию по этому вопросу на согласование в Минфин России.
Замечания Минфина России
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства высказались в поддержку применения налогоплательщиками универсального передаточного (отгрузочного) документа. Но при этом Минфин России озвучил ряд замечаний.
Так, финансисты считают необходимым довести до сведения нижестоящих налоговых органов, что использование такого документа является правом налогоплательщиков, а не их обязанностью. Действительно, при отсутствии такого указания существует риск того, что налоговики на местах станут требовать от налогоплательщиков применения именно УПД, а это будет противоречить действующему законодательству. Ведь форму счета-фактуры никто не отменял.
Минфин России отметил, что при определении подходов к регулированию УПД необходимо учитывать действующие нормы Налогового кодекса, исходя из которых указание в счете-фактуре дополнительной информации, предусмотренной предлагаемой ФНС России концепцией УПД, возможно только без изменения формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. При этом необходимо иметь в виду, что дополнение счета-фактуры иными показателями, не предусмотренными формами, утвержденными указанным постановлением, не препятствует реализации налогоплательщиком права на применение налогового вычета. Поэтому внедрение предлагаемой концепции УПД должно производиться путем направления рекомендаций о дополнении счета-фактуры соответствующей информацией без изменения его обязательных составных частей, а также без изменения названия документа «счет-фактура» на «УПД». Альтернативный вариант — оформление информации, предусмотренной предлагаемой формой УПД, в виде приложения к счету-фактуре.
Минфин России также высказал ряд замечаний технического характера и обратил внимание на необходимость исключения из рекомендаций по заполнению УПД положения, согласно которому признание суммы, отраженной в УПД, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль у покупателя не может быть ранее даты, указанной в строке 16 «Дата получения (приемки)». Такое условие, по мнению финансистов, из положений ст. 272 НК РФ, устанавливающей порядок признания расходов при применении метода начисления, не следует.
Итак, Минфин России высказался за применение счета-фактуры с добавленными в него дополнительными реквизитами в качестве универсального передаточного (отгрузочного) документа. И такой документ можно будет использовать как для расчетов по НДС, так и для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль.