Специальный режим налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении услуг по ремонту автомобилей. Но в процессе ремонта часто требуется установка новых запчастей. Возникает вопрос: будет ли являться оплата запчастей заказчиком отдельным видом деятельности? В письме от 28.08.2013 № 03-11-06/3/35364 Минфин России дал развернутый ответ на него.
Для плательщиков ЕВНД крайне важной является точная квалификация их деятельности. Ведь эта система налогообложения может применяться лишь в отношении отдельных видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. И если на поверку окажется, что на самом деле осуществляется не один, а несколько видов деятельности, плательщика ЕНВД ждут серьезные неприятности в виде доначислений налогов и штрафов. Чтобы не оказаться в такой ситуации, компания, применяющая ЕНВД в отношении услуг по ремонту грузовых автомобилей, обратилась в Минфин России с вопросом, будет ли передача в собственность юридического лица запасных частей, используемых при ремонте и техническом обслуживании автомобилей, считаться торговой деятельностью, если стоимость запчастей в заказе-наряде на выполнение ремонтных работ выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой?
Для торговли нужен отдельный договор
Минфин России указал, что порядок оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств регламентирован правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 (далее — Правила). В этом документе сказано, что услуги по ремонту автомобилей должны оказываться исполнителем с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором (п. 16 Правил). Договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать в том числе перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, а также их стоимость и количество (подп. «ж» п. 15 Правил).
Исходя из этого, финансисты пришли к следующему выводу. Передача запчастей заказчику будет считаться осуществленной в рамках деятельности по ремонту автомобилей при соблюдении следующих условий:
— договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей;
— стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.
Специалисты финансового ведомства пояснили, что при этом не имеет значения, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет. Сами же использованные в рамках такого договора запчасти и моторные масла не будут в целях главы 26.3 НК РФ признаваться товаром.
Если же при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчас-ти и они оплачиваются отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую деятельность следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 24.07.2013 № 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 № 03-11-06/3/11238 и ФНС России от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@.
Обратите внимание, что ни в комментируемом письме, ни в вышеперечисленных письмах чиновники ничего не говорят об отсутствии либо наличии наценки на передаваемые заказчику запчасти. Между тем ранее Минфин России делал на этом акцент. Так, в письме от 14.12.2012 № 03-11-06/3/87 финансисты указывали, что передача заказчику запчастей будет признаваться торговлей в следующих случаях:
1) если при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти;
2) или если в договоре (акте) на оказание услуг по ремонту автотранспортного средства (в заказ-наряде) стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой.
Наценка на запчасти о торговле не свидетельствует
На наш взгляд, отсутствие в последних разъяснениях финансистов упоминания о наценке означает, что они больше не считают это важным для квалификации деятельности по передаче запчастей в качестве торговой.
Действительно, наличие наценки на запчасти само по себе не свидетельствует о наличии торговых отношений. Во-первых, ни Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, ни положения статей ГК РФ о договорах подряда и оказания услуг не содержат запрета на наценку запчастей, используемых в процессе ремонта. Во-вторых, для признания передачи запчастей заказчику торговой деятельностью необходимо, как справедливо отмечают чиновники, заключение между ним и исполнителем отдельного договора купли-продажи. Предметом такого договора будет приобретение запчастей для личного потребления, не связанного (ст. 492 ГК РФ) или связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 506 ГК РФ). Поэтому, только когда заказчик приобретает запчасти у исполнителя не для осуществления последним ремонтных работ, а для собственных нужд (например, приобретает запчасти в запас), такая передача может рассматриваться в качестве торговой деятельности.
Суды этот вывод подтверждают. Президиум ВАС РФ в постановлении от 22.06.2010 № 14630/09 указал, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о предъявлении к оплате стоимости запчастей, не использованных при ремонте, реализацию запчастей следует рассматривать в рамках деятельности по ремонту автомобилей. При этом высшие судьи отметили, что подобное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Такой же вывод содержится и в постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2009 № А65-12716/2008 (Определением ВАС РФ от 17.08.2009 № ВАС-10011/09 было отказано в передаче данного дела на пересмотр).