В понедельник, 28 октября, в Госдуму был внесен законопроект № 371173-6 «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации». Автором стал депутат от фракции «Единой России» Евгений Федоров, а впоследствии к нему присоединились коллеги по партии, и даже по одному представителю от КПРФ и ЛДПР. Законопроект предполагает создание еще одного государственного реестра, в который будет вноситься информация о компаниях с минимальным иностранным участием или иным влиянием извне. Разработчики сулят организациям, попавшим в заветный список, налоговые льготы и «вкусные» ставки по банковским кредитам.
На фоне тезисов о необходимости создать в России благоприятную среду для иностранных инвестиций инициатива депутатов в виде законопроекта № 371173-6 «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации» (далее — законопроект) выглядит немного странно. Хотя в общем и целом цель предлагаемого нормативного акта безусловно благая — поддержать национально ориентированный бизнес, предоставив ему различные преференции. Однако после внимательного прочтения текста внесенного законопроекта возникают серьезные сомнения в том, что цель его действительно будет достигнута. По крайней мере, при принятии депутатами законопроекта в редакции, существующей на сегодняшний день.
Предприниматели и некоммерческие компании статус национального бизнеса не получат
В первую очередь необходимо отметить, что разработчики законопроекта по умолчанию выкинули из понятия «национальный бизнес» индивидуальных предпринимателей. В статье 1 законопроекта сказано, что он регулирует отношения, складывающиеся между юридическими лицами и органами государственной власти РФ. Возможно, это обусловлено сложностью установления выгодоприобретателей и контролирующих лиц в отношении организаций, а также тем, что иностранные предприниматели не представляют собой столь масштабную угрозу национальному благосостоянию. Но факт есть факт — льготы частным российским предпринимателям депутаты предоставлять не собираются.
Также законопроект не должен распространяться на некоммерческие организации, что в общем-то не вызывает споров. Ведь речь идет о поддержке бизнеса, а не всех компаний вообще.
Статус национального бизнеса будут присваивать компаниям, доля участия физических или юридических иностранных лиц в которых не превышает 10% их уставного (складочного) капитала, а также если в отношении таких субъектов не установлен иной вид контроля со стороны иностранных граждан или организаций, определяемый в соответствии с положениями закона о статусе национального бизнеса. Перечень видов контроля со стороны иностранных субъектов, наличие которого лишит организацию шансов претендовать на статус национального бизнеса, должно будет установить Правительство РФ. Предполагается, что к числу критериев для выявления этого контроля могут быть отнесены в том числе:
■ количество и условия совершенных финансовых и имущественных операций вне юрисдикции Российской Федерации;
■ объем заемных иностранных средств, иностранных кредитов.
Законопроект предусматривает создание нового Единого государственного реестра национального бизнеса, в котором будут отражаться сведения о компаниях, получивших этот статус. Интересно, что вести этот реестр госслужащие, видимо, будут на общественных началах, поскольку в финансово-экономическом обосновании сказано, что реализация законопроекта дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует. Притом что за включение сведений о компании, получившей статус национального бизнеса, в реестр будут взимать госпошлину.
Кто будет вести реестр, тоже пока не ясно. Депутаты предлагают отдать этот вопрос на откуп Правительству РФ, которое определит уполномоченный орган власти.
В реестр должны будут включаться следующие сведения:
■ регистрационный номер субъекта, обладающего статусом национального бизнеса;
■ сведения, идентифицирующие субъекта со статусом национального бизнеса (полное и сокращенное наименование, дата государственной регистрации, номер регистрационной записи в ЕГРЮЛ, место нахождения организации, номера контактных телефонов, ИНН, ФИО руководителя компании и (или) коллегиального исполнительного органа);
■ сведения о форме и размере предоставленной государством поддержки, сроки ее оказания (если была предоставлена).
Включить компанию в реестр уполномоченный орган должен будет на основании ее заявления и документов, подтверждающих право на получение статуса национального бизнеса. Как уже было сказано, за это придется заплатить госпошлину.
Пряники для бизнеса обещаны, но непонятно, когда и какие
На наш взгляд, законопроект, хоть и обещает всякие блага российским компаниям без иностранных примесей, все же оставляет впечатление недоработанного и рамочного документа, по сути своей никаких льгот и преференций не предполагающего. Слишком уж много в нем отсылочных норм к волеизъявлениям правительства.
Например, в законопроекте представлен перечень мер государственной поддержки, которые могут получить счастливые обладатели статуса национального бизнеса:
■ применение специального налогового режима;
■ установление ограничений по размеру процентных ставок при кредитовании;
■ предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также части затрат по лизинговым платежам;
■ предоставление государственных и муниципальных гарантий;
■ предоставление преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества;
■ предоставление преимущественного права при выделении земельных участков;
■ установление ограничений по размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий;
■ формирование условий для применения федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами упрощенных разрешительных и регистрационных процедур и др.
Однако никаких конкретных мер господдержки законопроект не вводит, их должны утвердить отдельными федеральными законами.
Зато в законопроекте есть интересное положение, касающееся последствий утраты субъектом предпринимательской деятельности статуса национального бизнеса. Произойти это может и на основании его добровольного заявления, и на основании его исключения из реестра из-за несоответствия критериям, определенным Правительством РФ. В этом случае федеральный орган исполнительной власти, предоставивший субъекту со статусом национального бизнеса государственную поддержку, сможет обратиться в суд с требованием о возврате средств и имущества, переданных такому лицу в качестве поддержки. Про взыскание процентов за пользование бюджетными средствами в законопроекте ничего не сказано, но, видимо, в рамках такого судебного спора встанет вопрос и о них.
В данной норме речь идет только об органах государственной власти. То есть если, например, будут введены такие меры господдержки, как установление ограничений для размера ставок по банковским кредитам, то банк как частно-правовой, а не публичный субъект взыскать упущенную выгоду в виде разницы между ставками по кредитам «для всех» и «для наших» не сможет. Но, скорее всего, это упущение депутаты поправят в процессе рассмотрения законопроекта.