Специалисты Пенсионного фонда продолжают настаивать на том, что стоимость бесплатного питания сотрудников необходимо облагать страховыми взносами. Даже в том случае, когда невозможно определить, какая его часть приходится на конкретного работника. Однако суды не поддерживают такой подход (Определение ВАС РФ от 09.09.2013 № ВАС-11907/13).
Для взносов нужна конкретика
Суть дела, рассмотренного ВАС РФ, заключалась в следующем. Компания организовала бесплатное трехразовое питание работников на строительном участке. При этом в организации не велся количественный учет выданных завтраков, обедов и ужинов по каждому работнику. Обязанность по предоставлению питания не была прописана ни в коллективном договоре, ни в трудовых договорах.
В ходе проведения проверки Управление Пенсионного фонда пришло к выводу, что компания должна была облагать взносами стоимость питания, предоставляемого бесплатно своим работникам. Проверяющих не смутил тот факт, что питание предоставлялось обезличенно. Специалисты Пенсионного фонда определили доход каждого работника в натуральной форме исходя из общей стоимости питания и данных табелей учета рабочего времени.
По результатам проверки компания была привлечена к ответственности за неуплату взносов в виде штрафа. Ей также было предложено уплатить недоимку. Компания обратилась в суд.
Суды трех инстанций поддержали организацию. Они отметили, что специалисты Пенсионного фонда неправомерно использовали методику расчета дохода, полученного каждым работником в натуральной форме. База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Организации обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица (ч. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Исходя из указанных норм следует, что организация при определении облагаемой базы по страховым взносам должна учитывать только те доходы работников (в том числе и полученные в натуральной форме), которые образуют материальную выгоду у каждого конкретного работника. То есть начисление страховых взносов носит персонифицированный характер.
Арбитры указали, что факт присутствия сотрудника на рабочем месте не свидетельствует о том, что он действительно получал питание три раза в день. Кроме того, указание общего количества порций в актах не исключает того, что кто-то из работников мог получить двойную порцию. Поэтому довод Пенсионного фонда о правомерном расчете страховых взносов исходя из данных табелей учета рабочего времени и, как следствие, об обязательном получении дохода конкретными физическими лицами является несостоятельным (постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2013 № А12-19716/2012).
Пенсионный фонд не согласился с решением арбитров и обратился в ВАС РФ. Однако коллегия судей ВАС РФ не нашла оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Объект обложения роли не играет
Интересен тот факт, что в рассматриваемом деле Пенсионным фондом проводилась проверка начисления взносов за 2010 г., когда действовала старая редакция Закона № 212-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ в 2010 г. объектом обложения страховыми взносами признавались выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым договорам. С 2011 г. эта норма изменена. Сейчас объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные физическим лицам в рамках трудовых отношений. То есть фактически объект обложения страховыми взносами расширился.
Заметим, что специалисты Минздравсоцразвития России и в 2010 г. расширяли норму ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. По их мнению, к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные коллективным договором. Так как стоимость бесплатного питания не указана в числе необлагаемых выплат, перечисленных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, то с этой суммы необходимо начислять страховые взносы (письма Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19, от 05.08.2010 № 2519-19).
Очевидно, аналогичный подход использовали и специалисты Пенсионного фонда, привлекая компанию к ответственности за неуплату страховых взносов. Но, как мы отметили выше, они не учли тот факт, что начисление страховых взносов всегда было персонифицированным. Поэтому если нельзя точно определить стоимость питания, полученного каждым конкретным работником, то взносы не нужно было начислять ни в 2010 г., ни сейчас. Это подтверждает и комментируемое судебное решение.
Высшие судьи указали, что с 1 января 2011 г. стоимость бесплатного питания, как выплата, произведенная в рамках трудовых отношений, входит в облагаемую базу по страховым взносам. Но сам порядок исчисления страховых взносов не изменился. Сейчас, как и прежде, база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. То есть при определении облагаемой базы по страховым взносам должны учитываться только те выплаты (в том числе в натуральной форме), по которым можно установить конкретный размер в отношении каждого работника.