Принятые перед новым годом изменения в Федеральный закон о контрактной системе отодвинули сроки введения в действие некоторых его норм, к исполнению которых ни государство, ни заказчики были очевидно не готовы. Реализация таких требований отложена на полгода, а то и больше. Однако изменения не ограничились лишь отсрочками, появились и новые положения, касающиеся, в частности, порядка представления обеспечения заявок, определения бенефициаров и случаев проведения закупки у единственного поставщика.
Накануне запуска Федеральной контрактной системы, в конце прошлого года, был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 396-ФЗ), большей частью направленный на унификацию используемых в законодательстве определений и терминов с понятийным аппаратом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о ФКС). Но наряду с новыми определениями законодатели включили в Закон № 396-ФЗ и ряд существенных поправок — в сам Закон о ФКС, а также в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и КоАП РФ. Вступил в силу новый закон одновременно с Законом о ФКС — с 1 января, за исключением отдельных положений.
Начало работы контрактных служб можно отложить до апреля
До 1 апреля 2014 г. продлен срок принятия бюджетными учреждениями решений об осуществлении закупок за счет средств, полученных при ведении ими иной приносящей доход деятельности, за счет грантов и для привлечения соисполнителей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), а не Законом о ФКС. Ранее Законом о ФКС предполагалось, что бюджетные учреждения, не принявшие такого решения и до 1 января не разместившие положение о закупках по Закону № 223-ФЗ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, должны будут осуществлять все закупки по процедурам Закона о ФКС.
Обязанность создавать для осуществления закупок контрактные службы теперь возникнет у заказчиков только 31 марта этого года, а до указанной даты они формально имеют право положение о контрактной службе не утверждать. Однако непонятно, каким образом будет проходить осуществление закупок в отсутствие контрактной службы, ведь положениями ст. 38 Закона о ФКС не предусмотрено выполнение функций и полномочий контрактной службы какими-либо иными субъектами.
Кроме того, до 1 января 2017 г. продлено действие нормы, позволяющей выступать в качестве работников контрактной службы или контрактных управляющих лицам, не имеющим высшего профессионального образования именно в сфере закупок (ч. 23 ст. 112 Закона о ФКС). До этой даты указанным лицам достаточно иметь просто профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
До начала 2017 г. отложено и требование о том, что при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о ФКС, регулирующие отношения по планированию закупок товаров, работ, услуг, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контрактов (ч. 4 ст. 15 Закона о ФКС).
Нормы о нормировании закупок и осуществлении банковского сопровождения контрактов начнут действовать на полгода позже — с 1 июля 2014 г. По-видимому, эта отсрочка связана с тем, что Правительством РФ не были приняты в срок соответствующие правовые акты, регулирующие общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и порядок банковского сопровождения контрактов.
Расширен перечень товаров, закупаемых у единственного поставщика
Законом № 396-ФЗ был расширен перечень случаев, когда контракты могут заключаться с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком (ст. 93 Закона о ФКС). К таким случаям теперь относятся:
■ заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
■ определение поставщика распоряжением Правительства РФ при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов, референдумов;
■ заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией;
■ аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации;
■ заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
■ заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона о ФКС, признан несостоявшимся (ч. 19 указанной статьи).
Обеспечение заявок в повышенном размере заменит хорошая репутация
Поправками в Закон о ФКС уточнен порядок подтверждения добросовестности участников закупки при применении антидемпинговых мер. Если участником закупок предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, ему не придется предоставлять обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, если в реестре контрактов, заключенных заказчиками, есть информация, подтверждающая его добросовестность (ч. 3 ст. 37 Закона о ФКС в ред. Закона № 396). К такой информации относятся сведения:
■ об исполнении таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов, если при этом все контракты были исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
■ об исполнении участником в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов, из которых не менее чем 75% должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
■ об исполнении участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов, при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Также уточнен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов: выступать их организаторами вправе уполномоченные органы и уполномоченные учреждения (ч. 2 ст. 25 Закона о ФКС в ред. Закона № 396-ФЗ).
Закреплена возможность применять запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в аукционные перечни. Несмотря на то что данная норма носит скорее технический характер (уточняет формулировку закона), она крайне важна. Положения первоначальной редакции Закона о ФКС были сформулированы таким образом, что фактически запрещали закупать товары, работы, услуги, включенные в аукционные перечни (например, бумага для печати на сумму 10 000 руб.), какими-либо иными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона о ФКС).
В связи с введением понятия «усиленных неквалифицированных электронных подписей», представлялся неясным вопрос о правовом статусе действующих на данный момент электронных подписей, их сроках действия. Согласно изменениям, внесенным Законом № 396-ФЗ, существующие электронные подписи могут использоваться в течение срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи, но не позднее даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Бенефициары участников закупок остатутся в тени
С 1 января из Закона о ФКС были исключены положения об обязанности победителя закупки предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях. Причиной их отмены, по-видимому, стали сомнения относительно практической значимости как самих положений, так и принятого в соответствии с ними постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию», которые массово выражали как заказчики, так и бизнес-сообщество.
Зато в Закон о ФКС внесено новое единое требование к участникам закупок: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС в ред. Закона № 396-ФЗ). Под таким конфликтом понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий:
■ состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки;
■ состоят в браке с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки;
■ являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными указанных выше физических лиц.
Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.
Данная норма направлена на решение той же задачи, что и отмененная норма об обязанности победителя закупки предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях, однако теперь уже комиссия по осуществлению закупок будет проверять соответствие участников закупок такому требованию. При этом не позволено возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанному требованию.
Обеспечения будут требовать реже, чем предполагалось
Закон № 396-ФЗ расширил перечень случаев, когда заказчик вправе, а не обязан устанавливать требование об обеспечении контракта. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев осуществления закупки путем:
■ проведения запроса котировок (если НМЦ не более 500 000 руб.);
■ проведения запроса предложений в некоторых случаях (п. 2, 3, 5, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона о ФКС);
■ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными п. 2, требование обеспечения исполнения контракта не названо обязательным), 4—11, 13—15, 17, 20—23, 26, 28—34 ч. 1 ст. 93 Закона о ФКС.
Законом № 396-ФЗ внесены изменения и в Закон о защите конкуренции: скорректированы антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Теперь в законе прямо указано, что положения о запрете действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В этот закон, кстати, тоже внесены изменения, согласно которым Правительство РФ наделяется правом устанавливать для отдельных видов юридических лиц годовой объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса. Предусмотрено ведение реестра заключенных договоров.
КоАП РФ тоже претерпел изменения, в нем уточнены основания и порядок привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок (ст. 12 Закона № 396-ФЗ).
Нормативные акты, уточняющие положения Закона о ФКС, планируемые к принятию в 2014—2015 гг.
|
Содержание проекта акта, нормативное обоснование необходимости принятия |
Вид нормативного правового акта (НПА) |
Планируемый срок внесения в Правительство РФ проекта акта или его принятия |
1. |
Об установлении общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, а также общих требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ч. 3 ст. 19 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Декабрь 2013 г. (проект не утвержден; вступление в силу Закона о ФКС перенесено на 01.07.2014) |
2. |
Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 100 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Декабрь 2013 г. (проект постановления подготовлен, но не утвержден) |
3. |
Об установлении порядка осуществления банковского сопровождения контрактов, в том числе требований к банкам и порядку их отбора, условий договоров, заключаемых с банком, требований к содержанию формируемых банком отчетов, а также об определении случаев банковского сопровождения контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд (ч. 1, 2 ст. 35 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Декабрь 2013 г. (информация о разработке проекта постановления отсутствует. Вступление в силу ст. 35 Закона о ФКС перенесено на 01.07.2014) |
4. |
Об утверждении перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
15 декабря 2013 г. (информация о разработке проекта постановления отсутствует) |
5. |
Об установлении порядка предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовноисполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 28 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Март 2014 г. |
6. |
Об установлении порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 29 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Март 2014 г. |
7. |
Об установлении порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (ч. 11 ст. 34 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Апрель 2014 г. |
8. |
Об установлении порядка и условий отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов (ч. 4 ст. 59 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Июнь 2014 г. |
9. |
Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 5 ст. 17 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Июнь 2014 г. |
10. |
Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения плановграфиков закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 4 ст. 21 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Июнь 2014 г. |
11. |
Об установлении порядка и сроков ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок (ч. 5 ст. 112 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Июль 2014 г. |
12. |
Об установлении порядка формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правил использования указанного каталога
|
Постановление Правительства РФ |
Август 2014 г. |
13. |
Об установлении порядка функционирования единой информационной системы в сфере закупок, требований к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы в сфере закупок, в том числе требований к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе в сфере закупок, порядка информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами (ч. 2 ст. 4 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Август 2014 г. |
14. |
Об утверждении перечня операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов (ч. 4 ст. 59 Закона о ФКС) |
Распоряжение Правительства РФ |
Сентябрь 2014 г. |
15. |
Об установлении порядка обоснования закупок и формы такого обоснования (ч. 7 ст. 18 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Декабрь 2014 г. |
16. |
Об утверждении порядка ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний (ч. 21 ст. 99 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Май 2015 г. |
17. |
Об установлении порядков размещения в единой информационной системе планов закупок, плановграфиков закупок, отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 21, ч. 9, 11 ст. 94 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Май 2015 г. |
18. |
Об установлении случаев и порядка общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 20 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Август 2015 г. |
19. |
Об установлении порядка мониторинга закупок, об определении требований к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета по результатам мониторинга закупок, а также сроков подготовки такого отчета (ч. 4, 5 ст. 97 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Сентябрь 2015 г. |
20. |
Об установлении порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами контроля в соответствии с Законом о ФКС (ч. 6 ст. 99 Закона о ФКС) |
Постановление Правительства РФ |
Октябрь 2015 г. |
21. |
Об установлении порядка формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состава и структуры в зависимости от целей применения (ч. 3 ст. 23 Закона о ФКС) |
Ведомственный НПА |
Апрель 2014 г. |
22. |
Об установлении единых требований к функционированию электронных площадок (ч. 12 ст. 44, ч. 4 ст. 59 Закона о ФКС) |
Ведомственный НПА |
Июнь 2014 г. |
23. |
О централизации закупок (ч. 5 ст. 26 Закона о ФКС) |
Ведомственные НПА |
Октябрь 2015 г. |
24. |
Об установлении порядка взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой в сфере закупок и электронными площадками, а также ответственности таких удостоверяющих центров (ч. 3 ст. 5 Закона о ФКС) |
Ведомственный НПА |
Май 2015 г. |
25. |
Об установлении требований к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе в сфере закупок и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами РФ (ч. 3 ст. 5 Закона о ФКС) |
Ведомственный НПА |
Май 2015 г. |
26. |
Об установлении порядка использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе в сфере закупок и на электронных площадках (ч. 3 ст. 5 Закона о ФКС) |
Ведомственный НПА |
Май 2015 г. |
27. |
Об утверждении требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ч. 5 ст. 19 Закона о ФКС) |
Ведомственные НПА |
По отдельному плану |
28. |
Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов (ч. 11 ст. 34 Закон о ФКС) |
Ведомственные НПА |
По отдельному плану |