В ходе антимонопольного форума, организованного Объединением корпоративных юристов, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал о новой версии пакета поправок в Закон о защите конкуренции.
Одним из значимых нововведений, предусмотренных поправками в антимонопольное законодательство, станет расширение сферы применения института предупреждения и предостережения нарушений антимонопольного законодательства. Ее распространят на злоупотребления доминирующим положением, в том числе на действия с признаками недобросовестной конкуренции. Но главное — на деятельность органов государственной власти.
С введением института предупреждения бизнес получил возможность оперативно устранять нарушения без административных штрафов. ФАС России возбуждает дела только после отказа хозсубъектов исполнять предупреждения, а в судах существенно сократилось количество рассматриваемых дел. Как прогнозируют антимонопольщики, расширение сферы применения предупреждений позволит им сократить количество возбуждаемых дел в два-три раза. Кроме того, предпринимателям придется гораздо меньше ждать исправления органами власти препятствующих конкуренции действий и решений. Сейчас через суд решения о восстановлении конкуренции принимаются через 1,5—3 года. Планируется, что в случае повторного неисполнения предупреждения чиновник будет сразу дисквалифицирован, и для органов власти появится понятная цепочка сигналов: предупредили — будь осторожен. Не выполнил — можешь быть лишен должности.
Среди других новаций четвертого пакета:
■ исключение запрета на злоупотребление доминирующим положением в отношении хозяйствующих субъектов, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не приводят к ограничению конкуренции на рынке в целом;
■ прекращение ведения реестра субъектов, занимающих больше 35% товарного рынка;
■ невозможность одновременного наложения оборотного штрафа и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
■ установление требований к сделкам с участием естественных монополий;
■ отмена согласования сделок субъектов естественных монополий, если сделка осуществляется в рамках одной группы лиц по п. 1 ч. 1 ст. 9 и ст. 31 Закона о защите конкуренции;
■ порядок согласования с антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности будет предусматривать возможность признания таких соглашений допустимыми и определять порядок их нотификации;
■ отмена ст. 6 Закона о защите конкуренции, применение которой позволяло признавать хозяйствующие субъекты с долей рынка менее 35% занимающими доминирующее положение;
■ исключение антимонопольных требований к торгам частных компаний;
■ запрет на создание органами власти ГУПов и МУПов на конкурентных рынках.
Из четвертого пакета исключены нормы, определяющие порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности останутся в ведении Гражданского кодекса, а Закон о защите конкуренции продолжит регулировать только отношения по обращению товаров.
Зато в антимонопольном пакете есть нормы, определяющие правовой статус Президиума ФАС России. Президиум будет изучать, обобщать и давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства. Также он будет наделен полномочиями по пересмотру решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами его норм либо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или публичные интересы.