С 1 января 2016 г. вступят в силу новые нормы законодательства, которые затронут существующий в России уже много лет рынок услуг по предоставлению персонала в аренду. Эти изменения коснутся и компаний, использующих аутстаффинг, то есть вывод сотрудников за штат и оформление их в штат компании-подрядчика, при том, что фактически они продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности.
Рынок услуг по предоставлению труда персонала, равно как и использование компаниями аутстаффинга, сейчас регулируется нормами гражданского права о договоре возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). При этом налоговики схемы с использованием аутстаффинга недолюбливают, ведь с его помощью компании пытаются уйти от уплаты налогов. А значит налоговые риски высоки (подробнее см. «Новая бухгалтерия», 2013, № 10, с. 94).
Однако с 1 января 2016 г. заемный труд в России будет запрещен. Так решили законодатели, приняв Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Данным Законом вносятся изменения в Трудовой и Налоговый кодексы РФ, а также в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости).
При этом законодатели все-таки решили оставить компаниям возможность воспользоваться услугами по «аренде» персонала, но только временно и при сотрудничестве с прошедшими специальную аккредитацию компаниями, имеющими право заниматься деятельностью по предоставлению труда работников (персонала). Этим видом деятельности с 1 января 2016 г. смогут заниматься только компании с уставным капиталом 1 млн руб. Таким образом, вводится более жесткое, чем в настоящее время, регулирование деятельности в данной сфере.
Стоимость выхода на рынок услуг по предоставлению персонала увеличивается
Главные поправки для игроков рынка по предоставлению персонала внесены в Закон о занятости. В нем появилась новая статья 18.1, в которой дано определение данного вида деятельности — направление работодателем временно своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников, для выполнения ими определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Взаимоотношения между сторонами будут регулироваться договором о предоставлении труда работников (персонала), по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику, а заказчик обязуется оплатить эти услуги и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем. Правда, как заказчик сможет ознакомиться с трудовыми договорами и предусмотренными ими трудовыми функциями, непонятно.
Заниматься деятельностью по предоставлению персонала смогут только юридические лица. Это прямо предусмотрено п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости в новой редакции. Индивидуальные предприниматели в число избранных не войдут. Но и не все юридические лица получат такую возможность. Заниматься предоставлением персонала в России смогут две категории организаций:
■ частные агентства занятости, то есть юридические лица, зарегистрированые на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. Аккредитацию будет проводить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. При этом порядок ее проведения будет определять Правительство РФ с учетом мнения Российской тресторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
■ другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, установленных федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне, или стороной акционерного соглашения с направляющей стороной, или акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого общества.
Чтобы получить аккредитацию, юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям:
■ размер уставного капитала соискателя равен или превышает 1 млн руб.;
■ отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты РФ;
■ наличие у руководителя компании-соискателя высшего образования, стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года и отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики.
Заниматься деятельностью по предоставлению труда работников (персонала) также не смогут юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы. Почему? Ведь если говорить о гарантиях работников, то «спецрежимщики» платят с фонда оплаты труда своих работников такие же налоги, как и компании, работающие на общей системе налогообложения. Никаких исключений для них нет. На наш взгляд, в сочетании с требованием к размеру уставного капитала компаний это ограничение излишне. Будем надеяться, что его исключат из Закона о занятости, как ограничивающее предпринимательскую деятельность. У законодателя на это еще есть время.
Предоставлять персонал для обхода законодательных преград запрещается
Новой статьей Закона о занятости (ст. 18.1) установлен перечень случаев, когда направление персонала для работы у принимающей стороны не допускается. Она запрещает направление работников в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
Наряду с вышеперечисленными случаями частные агентства занятости не смогут направлять работников в целях:
1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ;
2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река — море) плавания.
Законодатель оставил указанный перечень отрытым, предусмотрев для себя возможность установления дополнительных ограничений на направление работников в федеральных законах.
Особенности трудового договора «временных» работников
Также стоит обратить внимание на новеллы Трудового кодекса, внесенные Законом.
В Кодексе появится новая глава 53.1, устанавливающая особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Согласно новым положениям, трудовой договор, заключаемый частным агентством занятости с направляемым временно для работы у принимающей стороны работником, должен будет содержать условие о выполнении таким работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося для него работодателем.
При направлении работника для работы у принимающей стороны частное агентство занятости и работник должны будут заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне, включающих ее наименование, о документах, удостоверяющих личность принимающей стороны — физического лица, ИНН принимающей стороны (за исключением принимающей стороны — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), а также сведений о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников (персонала).
Перевод работника от одной принимающей стороны к другой должен сопровождаться заключением нового допсоглашения к трудовому договору.
Эти допсоглашения являются неотъемлемой частью трудового договора, составляются в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр дополнительного соглашения передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения должно подтверждаться подписью работника на экземпляре дополнительного соглашения, хранящемся у работодателя.
Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника.
Есть еще одна экономическая составляющая поправок в ТК РФ — условия оплаты труда «временных» работников должны быть не хуже, чем условия оплаты труда у работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию, то есть работник должен получать не меньше, чем его временные «коллеги».
Что касается ответственности по всем вытекающим из трудовых отношений обязательствам перед работниками, в том числе причитающимся им выплатам, то принимающая сторона должна будет нести ее субсидиарно с направляющей стороной.