Опубликованные Росстатом данные Роспотребнадзора о качестве товаров, поступивших на розничные рынки в 2013 г., говорят о его снижении среди продуктов питания. Претензий к непродовольственным товарам стало в среднем меньше. При этом количество проведенных контролерами проверок сократилось по сравнению с 2012 г. вдвое.
В 2013 г. органами Роспотребнадзора проведено 6000 проверок торговых мест на розничных рынках (годом ранее — 12 000), в половине случаев выявлены нарушения. По результатам проверок было вынесено 3000 постановлений о наложении штрафных санкций (в 2012 г. — 6000), из них 36,1% (34,1% соответственно) — по статье «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», 21,8% (16,3%) — «Нарушение иных прав потребителей», 16,6% (31,7%) — «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Сумма взысканных с правонарушителей штрафов составила 15 млн руб., в расчете на одно торговое место с выявленными нарушениями — 5000 руб. (в 2012 г. — 84 млн руб. и 16 000 руб. соответственно).
Для большей наглядности приведем и статистику пятилетней давности. В 2008 г. органами Роспотребнадзора проведено 42 100 проверок торговых мест на розничных рынках (в 2007 г. — 148 400), в половине из которых выявлены нарушения. По результатам проверок было вынесено 21 800 постановлений о наложении штрафных санкций (61 700 соответственно), из них 30,7% (29,1%) — по статье «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил», 29,9% (23,5%) — «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», 21,9% (29,9%) — «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Сумма взысканных с правонарушителей штрафов составила 323,5 млн руб., что составляет 15 200 руб. в расчете на одно торговое место из тех, где были выявлены нарушения (в 2007 г. аналогичный показатель составил 1400 руб.).
Как видим, проверочный размах сильно поутих. И это здорово ложится в русло требований государства «не кошмарить» бизнес, особенно малый, индивидуальный, для которого рынки — дома родные, хотя и намеченные тем же государством под снос.
Понятно, что чем меньше проверок, тем «жиже» сумма взысканных штрафов. Но очевидно, что при любом масштабе контроля доля в нем выявленных нарушений не меняется — половина. Правда, вышеприведенные данные показывают, что в прошлом году сумма штрафа на одно торговое место, уличенное в нарушении, сократилась относительно 2012 г. более чем втрое, а это дает надежду, что хотя доля нарушителей не меняется, они стараются на количественное ослабление контрольного давления отвечать взаимностью — минимизировать тяжесть проступков.
Смущает, однако, что соответствующий (относительно скромный) показатель за 2007 г. (1400 руб.) в следующем году вырос в десять раз с лишним. Это вносит сомнения относительно стабильности названной предполагаемой взаимности. Подкрепляют их и более свежие данные о качестве продовольственных товаров на розничных рынках.
Если из представленных данных таблицы о качестве товаров сугубо для наглядности вывести средний процент «некачества» по пищевым продуктам и напиткам и проделать то же с показателями за 2012 г., то соотношение получится 8,2 против 2,8%. И дело не только в том, что в статистике за 2013 г. «гвоздем» торчат 50,9% отсева молочных консервов против 3,2% годом ранее. Даже если этот «гвоздь» забить по шляпку или выдернуть из расчетов, среднее соотношение составит 5,6 против тех же 2,8% — двойной перевес средней доли претензий к качеству по сравнению с 2012 г. «Постарались»-то почти все продуктовые товарные группы.
Кстати, стоит вернуться к молочным консервам. Главная претензия к их качеству — нарушения условий хранения (43,3%). Но напомним, что по итогам января — сентября 2013 г. отсев среди них вообще выглядел запредельно — 75,7%, из которых 69,6% — по названной причине. То есть уже в IV квартале прошлого года ситуация с условиями их хранения кардинально поправилась, что говорит не о хроническом состоянии этой проблемы, а скорее о разовом провале, стечении обстоятельств, испортившем статистику за весь год. Для сравнения: не только в 2012 г. процент претензий к качеству молочных консервов был невысок (3,2%), но и в 2008-м (2,7%).
К тому же мы не зря представили читателям таблицу с выборкой продуктов питания, доля продаж которых на рынках и ярмарках заметна в общем объеме их реализации в рознице. Из нее нетрудно догадаться, что более внимательно присматриваться к качеству покупаемой на рынках еды нужно, к примеру, среди мясных и рыбных продуктов.
В досыл к сказанному перечислим, насколько увеличилась в 2013 г. доля претензий Роспотребнадзора к качеству по продуктовым товарным группам на рынках (оставив, наконец, в покое молочные консервы): мясо и птица — в 1,75 раза, изделия колбасные — в 1,3, консервы мясные — в 2, рыба живая и охлажденная — в 2, консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов — в 1,2, масло животное — в 11,3, продукция маргариновая — в 3,4, сыры — в 8, цельномолочная продукция — в 4,9, сахар — в 15, кондитерские изделия — в 6,1, кофе натуральный — с 0 до 1%, мука — в 7,7, изделия макаронные — в 3,2, хлеб и хлебобулочные изделия — в 1,8 раза.
И лишь по крупе и безалкогольным напиткам с минеральными водами доля отсева по качеству снизилась — в 1,7 и 3,9 раза соответственно.
Только просим особо впечатлительных на «разы» читателей параллельно с приведенными цифрами посматривать и в соответствующую таблицу.
К непродовольственным товарам на рынках, где традиционно много «серого» и контрафактного, у контролеров всегда больше нареканий. Но тот же нехитрый подсчет показывает, что средний процент претензий к ним в 2013 г. понизился — 28,5 против 34,2% годом ранее. Поскольку среди всех реализуемых в рознице непродовольственных товаров на рынки и ярмарки больше всего приходится одежды и обуви (17,5% в I квартале 2014 г.), конкретизируем: по трикотажным изделиям доля «некачества» в отобранных для проверки образцах снизилась в 2013 г. на 1,5 п.п., по швейным изделиям — выросла на 22 п.п., или в 1,7 раза, по кожаной обуви тоже выросла на 23,7 п.п. (в 1,5 раза). Отдельно заметим, что по мехам и меховым изделиям отсев уменьшился на 39,9 п.п., или в три раза — научились правильнее маркировать меха.
Удачных всем покупок.
Качество товаров, поступивших на розничные рынки* в 2013 г.,
% От количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлено ненадлежащее качество и (или) опасность товаров | ||||
всего |
из них по причине отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции |
нарушения правил маркировки |
нарушения условий хранения |
нарушения сроков годности | |
Пищевые продукты, включая напитки | |||||
Мясо и птица |
6,3 |
2,5 |
1,1 |
2,0 |
0,3 |
Изделия колбасные |
9,1 |
1,4 |
0,9 |
0,4 |
6,4 |
Консервы мясные |
0,8 |
0,1 |
— |
— |
— |
Рыба живая и охлажденная |
6,3 |
1,3 |
1,7 |
3,3 |
— |
Консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов |
2,8 |
0,2 |
0,1 |
2,6 |
— |
Масло животное |
3,4 |
2,0 |
1,2 |
0,1 |
0,1 |
Продукция маргариновая |
2,7 |
— |
0,4 |
2,3 |
0,0 |
Сыры |
4,8 |
— |
4,7 |
0,1 |
— |
Цельномолочная продукция |
3,4 |
0,2 |
2,3 |
0,3 |
0,7 |
Консервы молочные |
50,9 |
3,8 |
3,8 |
43,3 |
— |
Сахар |
4,5 |
— |
4,3 |
— |
— |
Кондитерские изделия |
8,6 |
0,5 |
7,4 |
0,1 |
0,6 |
Кофе натуральный |
1,0 |
— |
0,5 |
— |
0,5 |
Мука |
2,3 |
— |
2,3 |
— |
0,0 |
Крупа |
0,2 |
— |
— |
0,1 |
0,1 |
Изделия макаронные |
17,0 |
0,0 |
17,0 |
0,0 |
— |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
20,3 |
18,8 |
0,9 |
0,1 |
0,3 |
Безалкогольные напитки и минеральные воды |
2,5 |
1,4 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
Непродовольственные товары | |||||
Видео- и аудиокассеты с записью |
5,7 |
— |
5,7 |
— |
— |
Изделия трикотажные (бельевой и верхний трикотаж) |
29,8 |
25,4 |
4,3 |
— |
— |
Изделия швейные |
52,3 |
38,4 |
13,9 |
— |
— |
Обувь кожаная |
71,2 |
64,5 |
6,7 |
— |
— |
Изделия кожгалантерейные |
52,4 |
— |
52,4 |
— |
— |
Изделия парфюмерно-косметические |
13,3 |
5,3 |
5,4 |
— |
0,2 |
Меха и меховые изделия |
20,1 |
2,5 |
17,6 |
— |
— |
Игрушки и украшения елочные |
10,0 |
— |
10,0 |
— |
— |
Средства моющие синтетические |
1,7 |
— |
— |
— |
— |
* По данным Роспотребнадзора.
ИСТОЧНИК: Росстат
Структура продажи товаров на розничных рынках и ярмарках*, %
|
Доля товара в общем объеме продажи на рынках и ярмарках |
Доля рынков и ярмарок в общем объеме продажи соответствую щей товарной группы | ||
I кв. 2014 г. |
справочно I кв. 2013 г. |
I кв. 2014 г. |
справочно I кв. 2013 г. | |
Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса |
10,3 |
10,4 |
11,4 |
12,5 |
из них: |
|
|
|
|
мясо животных |
6,5 |
6,5 |
30,3 |
32,1 |
мясо домашней птицы |
1,3 |
1,4 |
8,3 |
9,5 |
консервы из мяса |
0,2 |
0,2 |
5,3 |
6,1 |
Рыба и морепродукты |
1,7 |
1,7 |
8,3 |
9,2 |
из них консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов |
0,2 |
0,2 |
4,8 |
5,4 |
Животные масла |
0,9 |
0,9 |
10,6 |
11,8 |
Растительные масла |
0,6 |
0,6 |
9,9 |
10,5 |
Молочные продукты |
1,8 |
1,7 |
3,9 |
4,5 |
из них: |
|
|
|
|
сыры жирные |
0,5 |
0,5 |
4,1 |
5,0 |
цельномолочная продукция |
1,1 |
1,0 |
4,2 |
4,7 |
Яйцо птицы |
0,7 |
0,7 |
9,5 |
10,8 |
Сахар |
1,0 |
0,9 |
12,6 |
13,5 |
Кондитерские изделия |
1,5 |
1,6 |
4,3 |
5,1 |
Чай, кофе, какао |
0,5 |
0,5 |
4,8 |
5,5 |
из них чай |
0,3 |
0,3 |
5,6 |
6,2 |
Соль |
0,1 |
0,1 |
13,8 |
14,1 |
Мука |
0,5 |
0,5 |
10,9 |
12,4 |
Крупа |
0,5 |
0,5 |
7,4 |
7,9 |
Макаронные изделия |
0,4 |
0,4 |
7,5 |
8,2 |
Свежий картофель |
1,7 |
1,4 |
32,5 |
35,6 |
Свежие овощи |
3,3 |
3,2 |
21,3 |
23,9 |
Свежие фрукты |
3,2 |
3,3 |
18,2 |
20,4 |
* В фактических ценах.
ИСТОЧНИК: Росстат