Крах банка: оцениваем последствия для учета

| статьи | печать

Волна отзыва лицензий у банков, начавшаяся в прошлом году, не утихает. Только с начала 2014 г. лицензии были отозваны более чем у 40 банков. В связи с этим к нам в редакцию поступает много вопросов от читателей о том, что делать с «зависшими» деньгами в таком банке, как их отражать в учете и отчетности, можно ли их списать на убытки и т.д. Ответы — в нашей теме номера.

Лицензия отозвана

Согласно действующему законодательству кредитные организации могут осуществлять банковские операции только при наличии у них лицензии, выданной Банком России (ст. 12 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее — Закон о банках). Она выдается без ограничения срока ее действия (ст. 13 Закона о банках). Но в определенных случаях Банк России может эту лицензию отозвать. Закрытый перечень оснований для отзыва дан в ст. 20 Закона о банках. Так, лицензия может быть отозвана в случае осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией. А если, например, по истечении двух лет с момента выдачи лицензии размер собственных средств банка становится ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации банка, ЦБ РФ просто обязан отозвать у него лицензию.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

После отзыва лицензии кредитная организация должна быть ликвидирована. В общем случае Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ее принудительной ликвидации (ст. 23.1 Закона о банках). Со дня вступ­ления в законную силу решения арбит­ражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве банков) для случая признания кредитной организации банкротом (ст.23.3 Закона о банках). Эти последствия перечислены в ст. 50.19 Закона о банкротстве банков.

Но если у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве лицензии в «Вестнике Банка России» (п. 3 ст. 50.4 Закона о банкротстве банков). Принятие арбит­ражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое вводится сроком на один год. Этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвую­щего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев (ст. 50.16 Закона о банкротстве банков).

Таким образом, независимо от того, вынес суд решение о ликвидации банка или о признании его банкротом, удовлетворение требований кредиторов будет происходить в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве банков.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва лицензии, Банк России назначает в кредитную организацию временную администрацию. В ее функции входит в том числе установление кредиторов банка и размера их требований (п. 6 ст. 22.1 Закона о банкротстве банков).

Какие действия нужно предпринять

После отзыва лицензии у банка организация не сможет воспользоваться денежными средствами, находящимися на ее расчетном счете в этом банке. Получить их назад можно только в порядке очередности удовлетворения требований кредиторов (ст. 50.36 Закона о банкротстве банков). Для этого нужно заявить свои требования временной администрации банка (п. 8 ст. 22.1 Закона о банкротстве банков). Сделать это можно путем подачи заявления в произвольной форме. В нем необходимо указать существо предъявляемых требований, наименование и место нахождения юридического лица (индивидуальным предпринимателям нужно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты до­кумен­тов, удостоверяющих личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции), а также банковские реквизиты. Требования, предъявляемые к банку, должны быть подтверждены до­кумен­тами, которые нужно приложить к заявлению. Это могут быть: вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также договоры банковского счета, депозитные договоры, договоры банковского вклада, кассовые ордера, выписки из лицевых счетов и иные до­кумен­ты, подтверждающие наличие денежных требований (п. 23.3 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России 09.11.2005 № 279-П).

Заявить свои требования лучше как можно быстрее. Ведь удовлетворение требований юридических лиц к банку по возврату денежных средств происходит в последнюю (четвертую) очередь. При этом требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности (п. 1 ст. 50.36 Закона о банкротстве банков, п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, чем позже вы заявите свои требования кредитора, тем меньше у вас шансов вернуть свои деньги.

Также крайне важно незамедлительно уведомить своих контрагентов о том, чтобы они не перечисляли деньги на ваш расчетный счет в банке, у которого отозвана лицензия, и предоставить им реквизиты счета, открытого в другом банке. Сделать это нужно не в силу каких-то требований законодательства, а чтобы избежать дополнительных потерь и проблем.

Конечно, деньги, перечисленные на счет в банке, у которого отозвана лицензия, не пропадут. Согласно ст. 20 Закона о банках кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях. Поэтому, если контр­агент перечислит деньги на такой счет, они должны быть возвращены ему. Но такой возврат и повторное перечисление денег уже по другим реквизитам займет определенное время.

Обратите внимание, что уведомлять налоговиков и фонды о том, что у банка, в котором у вас открыт расчетный счет, отозвана лицензия, не нужно. Такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена.

Возможные проблемы и их решение

Перейдем теперь к рассмотрению проб­лем, которые могут возникнуть у организации в связи с отзывом лицензии у банка, в котором у нее открыт расчетный счет.

Налоги

Может так случиться, что вы осуществляли налоговые платежи или уплату страховых взносов как раз в тот момент, когда у банка была отозвана лицензия. В этом случае эти платежи могут «зависнуть» в банке. То есть деньги будут списаны с вашего счета, но в бюджет так и не попадут.

Поскольку деньги адресатам не поступили, у налоговиков и фондов будет числиться за вами недоимка. В такой ситуа­ции нужно незамедлительно уведомить их о том, что вы надлежащим образом выполнили свою обязанность по уплате налогов и взносов. Напомним, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Аналогичные положения содержатся и в подп. 1 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении исполнения обязанности по уплате страховых взносов. К уведомлению нужно приложить копии платежек с отметкой банка об их исполнении и выписки из расчетного счета, подтверждающие списание денег.

Но далеко не факт, что, получив такое уведомление и до­кумен­ты, чиновники зачтут «зависшие» платежи в счет погашения недоимки. Так, ФНС России в письме от 22.05.2014 № СА-4-7/9954 разъяснила следующее. В Определении Конституционного суда РФ от 25.07.2011 № 138-О указано, что положения подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ касаются только доб­росовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку доб­росовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты. Положения Налогового кодекса не связывают факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. В данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет.

Сам по себе факт отзыва лицензии у банка не является основанием для вывода о недобросовестности действий налогоплательщика и не свидетельствует о неисполнении им обязанности по уплате обязательных платежей. Поэтому, если у налогового органа нет причин сомневаться в добросовестности действий налогоплательщика, «зависшие» платежи не могут рассматриваться как недоимка, в связи с чем повторное взыскание налогов в данном случае является неправомерным.

Но в случаях установления наличия в действиях налогоплательщика получения необоснованной налоговой выгоды, а именно — преднамеренного использования расчетных счетов, открытых в «проблемном» банке, для перечисления обязательных платежей, налоговым органам необходимо в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ на основании до­кумен­та о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) направлять в его адрес требование об уплате обязательных платежей.

Таким образом, нужно не только представить уведомление об отзыве лицензии у банка и до­кумен­ты, подтверждающие списание денежных средств с расчетного счета в уплату налогов, но и быть готовым доказывать свою доб­росовестность в суде, если налоговики откажут в зачете «зависших» платежей в счет погашения недоимки. Ведь суды, разрешая споры, связанные с зачетом «зависших» платежей в счет погашения недоимки, также исходят из добросовестности действий налогоплательщика.

Так, в зачете «зависших» платежей с большой долей вероятности может быть отказано, если компания перечислила налоги авансом до того, как у нее возникла обязанность по определению налоговой базы, тем более если до этого она так никогда не делала (постановление ФАС Московского округа от 14.08.2013 № А40-106519/12-20-557). Однако, если досрочная уплата налогов практиковалась компанией и ранее, суд может признать ее действия добросовестными, а обязанность по уплате налога — исполненной (постановление ФАС Московского округа от 21.03.2013 № А40-41542/12-116-87).

Обратите внимание, наличие у компании на момент перечисления спорных сумм расчетных счетов в иных банках не является основанием для признания ее действий по уплате налогов через проб­лемный банк недобросовестными (постановление ФАС Уральского округа от 13.12.2010 № Ф09-10212/10-С3), особенно если на других счетах в этот момент не было достаточных средств для этого (постановления ФАС Московского округа от 20.03.2013 № А40-76467/12-116-163, от 11.05.2011 № КА-А40/2839-11).

Но если компания обычно перечисляла налоги через другие свои счета, то перечисление налогов через счет в банке, у которого отозвали лицензию, может свидетельствовать о недобросовестнос­ти ее действий (постановление ФАС Мос­ковского округа от 29.02.2012 № А40-53497/11-140-239).

Зарплата

Отзыв лицензии у банка и невозможность в связи с этим снять с расчетного счета денежные средства на выплату зарплаты не являются основаниями для невыплаты зарплаты в установленный срок. За каждый день просрочки работодатель должен будет уплатить работнику компенсацию в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). При этом обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Кроме того, нарушение срока выплаты зарплаты повлечет за собой штраф по ст. 5.27 КоАП РФ (постановление Верховного суда РФ от 13.05.2014 № 47-АД14-3). Его размер составляет:

  • для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб.;
  • для предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное при­остановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций — от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, если компания не успела снять деньги с расчетного счета из-за отзыва лицензии у банка, ей нужно будет изыскать средства для выплаты зарплаты своим работникам.

То же самое нужно будет сделать, если у компании открыт зарплатный проект в проблемном банке и она перечислила на карточки сотрудников начисленную им зарплату, но из-за отзыва лицензии у банка эти средства так и не были зачислены на счета сотрудников. Ведь обязанность по выплате зарплаты в этом случае не будет считаться исполненной, поскольку работники перечисленные им деньги не получили.

Если же перечисленные средства были зачислены на карточки работников, обязательство по выплате зарплаты будет выполнено. И работники уже сами должны будут вызволять свои деньги у проб­лемного банка. Особых проблем с этим быть не должно. Дело в том, что средства на банковских счетах граждан застрахованы (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»). И возвращать «зависшие» денежные средства сотрудникам будет не банк, а Агентство по страхованию вкладов. Возврат денег осуществляется Агентством в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком до­кумен­тов (заявления и до­кумен­тов, удостоверяющих личность), но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ).

Учет «зависших» денег

Как мы уже указывали выше, отзыв у банка лицензии на осуществление банковской деятельности означает, что он должен быть ликвидирован. При этом у компании возникает дебиторская задолженность банка в размере ее требований, включенных в реестр требований кредиторов.

В бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дебет 76 Кредит 51

— признана задолженность банка по возврату денежных средств.


Поскольку с момента отзыва лицензии считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии (ст. 20 Закона о банках), данная дебиторская задолженность является сомнительной. Напомним, что в бухгалтерском учете сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. При наличии такой задолженности организация обязана создать резерв сомнительных долгов с отнесением суммы резерва на финансовые результаты организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Величина резерва является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется в зависимости от финансового состоя­ния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. До­кумен­тальным подтверждением величины резерва будет служить бухгалтерская справка или иной до­кумен­т, утвержденный организацией для таких случаев, в котором содержится расчет резерва исходя из имеющейся информации о вероятнос­ти погашения задолженности.

Формирование резерва сомнительных долгов осуществляется по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):

Дебет 91-2 Кредит 63

— сформирован резерв сомнительных долгов по задолженности банка.


Если банк не погасит задолженность, пос­ле его ликвидации долг признается нереальным к взысканию и списывается за счет созданного резерва сомнительных долгов:

Дебет 63 Кредит 76

— списана задолженность банка за счет созданного резерва сомнительных долгов.


В налоговом учете задолженность банка по возврату денежных средств сомнительной не является. Ведь таковой может быть только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Это прямо следует из формулировки п. 1 ст. 266 НК РФ и находит свое подтверждение в разъяснениях Минфина России (письма от 23.10.2012 № 03-03-06/1/562, от 05.03.2012 № 03-03-06/4/17) и решениях судов (постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 № КА-А40/2553-10 (Определением ВАС РФ от 02.08.2010 № ВАС-8816/10 в передаче дела на пересмотр отказано)). А задолженность банка возникла в результате невозврата банком в установленный законом срок денежных средств организации, находящихся на ее расчетном счете в этом банке. Следовательно, даже если компания в соответствии со своей учетной политикой формирует резерв сомнительных долгов в налоговом учете, под задолженность банка резерв не создается. Данную задолженность можно признать в составе внереализационных расходов только после того, как она станет безнадежным долгом (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, списать задолженность банка в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, возможно только после внесения записи в ЕГРЮЛ о его ликвидации (письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-03-06/1/559).