В случае покупки автомобиля компания может столкнуться с необходимостью уплаты утилизационного сбора. О том, как учесть этот сбор при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, Минфин России рассказал в письме от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346.
Кто уплачивает утилизационный сбор
С 1 сентября 2012 г. в целях обеспечения безопасности окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств введена обязанность по уплате утилизационного сбора (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», далее — Закон № 128-ФЗ).
Платить этот сбор должны:
- лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
- производители транспортных средств на территории РФ;
- лица, которые приобрели транспортные средства на территории РФ, по которым утилизационный сбор не был уплачен (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Узнать о том, уплачен по транспортному средству утилизационный сбор или нет, можно по соответствующей отметке в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) (п. 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, далее — Правила уплаты утилизационного сбора).
Отметим, что в отношении автомобилей, ПТС по которым был выдан до 1 сентября 2012 г., отметка об уплате утилизационного сбора не проставляется, поскольку на них положения ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ не распространяются (п. 2 ст. 3 Закона № 128-ФЗ). И уплачивать утилизационный сбор по таким автомобилям не нужно.
Как учесть сбор
В комментируемом письме Минфин России указал, что утилизационный сбор не является налоговым платежом и относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому включить его в расходы на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя. Ведь по этой норме отражаются только налоговые и таможенные платежи и сборы. Но поскольку утилизационный сбор является обязательным платежом, его можно учесть для целей налогообложения прибыли.
Производители транспортных средств и лица, ввозящие их на территорию РФ, для которых автомобиль является товаром (предназначен для перепродажи), включают утилизационный сбор в состав прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Если же автомобиль приобретается (ввозится) для использования в собственной деятельности, он считается основным средством, и уплаченный утилизационный сбор на основании п. 1 ст. 257 НК РФ должен включаться в первоначальную стоимость автомобиля и списываться в дальнейшем на расходы через суммы начисленной амортизации.
Действительно, первоначальная стоимость основного средства формируется исходя из расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Без отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора автомобиль не будет зарегистрирован ГИБДД и допущен к эксплуатации на дорогах (п. 3 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001). Поэтому утилизационный сбор является расходом, необходимым для доведения автомобиля до состояния, в котором его можно использовать. А значит, его необходимо включить в первоначальную стоимость автомобиля, принимаемого к учету в качестве основного средства.
К расходам какого периода относится сбор
При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но в каком периоде следует признать утилизационный сбор в расходах производителям и импортерам автомобилей, для которых он (автомобиль) является товаром?
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства проанализировали порядок уплаты утилизационного сбора, установленный для крупнейших производителей колесных транспортных средств и шасси, и пришли к выводу, что исчисленный для уплаты в бюджет утилизационный сбор не является платежом по результатам деятельности налогоплательщика за определенный отчетный период.
Финансисты отметили, что, исходя из Правил уплаты утилизационного сбора, крупнейшие производители составляют расчеты утилизационного сбора за каждый день производства, а уплачивают сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора. То есть подлежащий уплате в бюджет утилизационный сбор представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал. При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.
Исходя из этого, Минфин России разъяснил, что датой начисления утилизационного сбора признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, и для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность. Специалисты финансового ведомства также отметили, что в таком же порядке учитывают утилизационный сбор не только крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси, но и все остальные плательщики сбора.
Но что считать датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет финансисты так и разъяснили. На наш взгляд, для крупнейших производителей такой датой будет день представления расчета утилизационного сбора. Ведь именно в этот момент у них возникает обязательство уплатить указанный в расчете сбор в течение 45 дней после окончания квартала.
В отличие от крупнейших производителей все остальные плательщики сбора сначала уплачивают его, а затем представляют в налоговый (таможенный) орган расчет, бланки ПТС и другие документы, необходимые для проставления отметки об уплате сбора в ПТС (п. 11, 12, 16, 18 Правил уплаты утилизационного сбора). Получается, что о своем обязательстве уплатить сбор в бюджет они заявляют его уплатой. Следовательно, для них датой возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет, является день уплаты сбора.