В письме от 12.09.2014 № 03-03-РЗ/45762 Минфин России пришел к выводу, что затраты на создание логотипа компании можно учесть в составе расходов по налогу на прибыль как расходы на рекламу. Подробности — в нашем комментарии.
Компании, как правило, стремятся к тому, чтобы быть узнаваемыми на рынке. Но фирменное наименование часто не способствует этой цели. Одним из средств, позволяющих потребителям и контрагентам четко отличать компанию от других, является ее логотип. Это может быть наименование компании, написанное оригинальным шрифтом, графический знак, эмблема и т.д. Разработка дизайна логотипа компании требует несения определенных расходов. Но можно ли их учесть в целях исчисления налога на прибыль?
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства отметили, что логотип представляет собой оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или ее товаров. Он специально разрабатывается с целью привлечения внимания к организации и ее товарам. Фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания согласно п. 1 ст. 1255 ГК РФ являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствам индивидуализации (интеллектуальной собственностью). Рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Исходя из этого, финансисты пришли к выводу, что логотип организации, являющийся средством индивидуализации организации, признается объектом рекламирования и затраты на его создание можно учесть в составе расходов на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Суды также считают, что затраты на создание логотипа — это рекламные расходы. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 22.06.2009 № КА-А40/5426-09 рассмотрел ситуацию, когда налоговый орган отказал компании в учете расходов на создание логотипа, поскольку он не был зарегистрирован в Роспатенте. Суд отметил, что логотип, в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу. Логотип — это незарегистрированное в патентном ведомстве оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. При этом для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание, следовательно, организация вправе использовать его без соответствующей регистрации. Поэтому логотип нельзя признать нематериальным активом, а расходы на его создание можно учесть на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Поскольку расходы на создание логотипа не относятся к поименованным в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, мы считаем, что признать их в расходах можно только в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.