Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ (далее — Закон № 347-ФЗ) внес ряд изменений в части первую и вторую Налогового кодекса. Подробности — в нашем комментарии.
Реорганизация: правила постановки на учет недвижимости
При реорганизации компании право собственности на принадлежавшее ей имущество, в том числе и на недвижимость, переходит к организации-правопреемнику (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Причем это происходит независимо от государственной регистрации прав на недвижимость (п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010). Уже с момента завершения реорганизации правопреемник является собственником недвижимости, а следовательно, и плательщиком налога на имущество. Поэтому он должен в установленные сроки представлять декларации по налогу на имущество.
Если полученная при реорганизации недвижимость находится не по месту нахождения правопреемника, он должен встать на учет в налоговом органе, к ведению которого относится территория, на которой расположен этот объект. Постановка организаций на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется налоговыми органами на основании сведений о регистрации прав на данный объект, полученных из Россреестра (п. 5 ст. 83 НК РФ). Но к моменту представления декларации правопреемник может еще не успеть зарегистрировать свои права на недвижимость.
В такой ситуации возникает следующая проблема. Налоговики не могут поставить правопреемника на учет, поскольку у них нет для этого оснований (отсутствуют сведения из Росреестра), а правопреемник не может заполнить декларацию, поскольку у него нет соответствующего кода КПП. Подробнее об этом смотрите «БП», 2014, № 17 .
С 1 января 2015 г. эта проблема будет решена. В статью 83 НК РФ добавлен новый подп. 5.2, согласно которому постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, или реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Рассмотрение материалов налоговой проверки
Перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки и в ходе их рассмотрения часть процессуальных действий, предусмотренных Налоговым кодексом, совершаются в устной форме. В частности, руководитель налогового органа должен разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (подп. 4 п. 3 ст. 101 НК РФ). При отсутствии письменных возражений лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Сейчас факт совершения (или несовершения) этих действий нигде не фиксируется. Поэтому, если они не осуществлялись, налогоплательщикам трудно доказать нарушение налоговиками процедуры рассмотрения материалов проверки. В связи с этим в п. 7 ст. 101 и п. 7 ст. 101.4 НК РФ введено положение, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол. Оно вступает в силу с 5 декабря 2014 г.
Введена новая ответственность
В пункте 7 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Однако в ст. 126 НК РФ установлена ответственность только для случая непредставления таких документов. Если же они представлены, но с опозданием, привлечь налогоплательщика к ответственности нельзя.
С 5 декабря 2014 г. п. 2 ст. 126 НК РФ будет действовать в новой редакции, которая предусматривает в том числе привлечение к ответственности за пропуск установленного срока представления документов.
Признание недоимки безнадежной к взысканию
Случаи, когда недоимка по налогам и сборам признается безнадежной, перечислены в п. 1 ст. 59 НК РФ. Среди них значится вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если с момента ее образования прошло пять лет (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ). Сейчас признать такую недоимку безнадежной можно, только если ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве.
С 5 декабря 2014 г. в подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ добавится еще один случай, при котором такая недоимка признается безнадежной — если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Декларация по НДС
С 1 января 2014 г. налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ). Но если налогоплательщик в нарушение установленного порядка сдал в срок декларацию по НДС на бумажном носителе, он считался исполнившим свою обязанность по представлению декларации и привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ было нельзя (письмо ФНС России от 11.04.2014 № ЕД-4-15/6831).
С 1 января 2015 г. в п. 5 ст. 174 НК РФ введено положение, согласно которому при представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
Таким образом, начиная со следующего года налогоплательщик, обязанный сдать декларацию по НДС в электронном виде, будет штрафоваться по ст. 119 НК РФ, если вместо электронной он представил в срок бумажную декларацию.
Налог на имущество организаций
Подпунктом 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что нежилые помещения, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, могут облагаться налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Под фактическим использованием объекта понимается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При этом данное ограничение установлено отдельно для офисов (подп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ) и отдельно для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ).
Получается, что, если 19% площади здания используется для размещения офисов и 19% — для размещения торговых объектов (совокупное использование под вышеуказанные цели — 38%), оно не подпадает под налогообложение исходя из кадастровой стоимости. А если компания использует для размещения офисов или торговых объектов более 20% общей площади здания, то налог придется платить исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
В целях восстановления принципа справедливости налогообложения с 1 января 2015 г. п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ дополнен положениями, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость может определяться в отношении объектов, в которых не менее 20% площади суммарно используется для размещения офисных и торговых объектов.
Прочие поправки
Пункт 4 ст. 31 НК РФ дополнен положением, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Нововведение вступит в силу с 5 декабря 2014 г.
С 1 января 2015 г. налоговым органам разрешено взыскивать задолженность по налогам и сборам с организаций, у которых открыт лицевой счет в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом без обращения в суд, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб. Соответствующее изменение внесено в подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ.
Внесен ряд изменений, касающихся иностранных компаний. В частности, с 1 января 2015 г. постановка на учет иностранной компании, ведущей деятельность через аккредитованные филиал, представительство, будет осуществляться налоговиками на основании сведений из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Иностранные компании, которые не ведут деятельность через постоянное представительство и имеют на территории РФ недвижимое имущество, смогут получать документы от налоговиков по почте либо на адрес места нахождения недвижимости, либо на адрес, указанный компанией в соответствующем заявлении. Если такая компания не представит налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, налоговики смогут рассчитать налог, подлежащий уплате в бюджет, расчетным путем.
Понятие личного кабинета налогоплательщика теперь закреплено на законодательном уровне в новой ст. 11.2 НК РФ. В пункте 2 этой статьи сказано, что личный кабинет используется налогоплательщиками — физическими лицами.
Также внесен ряд поправок технического характера.