Изменения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ внесены двумя федеральными законами: от 24.11.2014 № 366-ФЗ и от 29.11.2014 № 382-ФЗ. Поправки начнут действовать с 1 января 2015 г.
Нулевая ставка для авиаперевозок товаров транзитом
Поправки, о которых пойдет речь, касаются российских авиаперевозчиков (организаций или индивидуальных предпринимателей), которые оказывают услуги по перевозке товаров из одного иностранного государства в другое. Маршрут такого перелета может предусматривать совершение технической посадки на территории РФ (например, для дозаправки).
До 1 января 2011 г. воздушные перевозчики применяли нулевую ставку НДС при таких перевозках. Это позволяло им возмещать «входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным во время технической посадки (прежде всего это касается покупки топлива на территории РФ). С 1 января 2011 г. после вступления в силу нового Таможенного кодекса к подобного рода перевозкам не применяется процедура таможенного транзита. Поэтому такие перевозки перестали рассматриваться в качестве объекта налогообложения по НДС. Ведь согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается местом реализации услуг, если они непосредственно связаны с подобными перевозкой, транспортировкой, фрахтованием. Из-за этого вся сумма «входного» НДС, предъявляемая по таким перевозкам авиаперевозчикам, увеличивала их затраты.
Изменения, внесенные в положения главы 21 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее — Закон № 382-ФЗ), позволят авиаперевозчикам применять нулевую ставку НДС. С 1 января 2015 г. п. 1 ст. 148 НК РФ будет дополнен подп. 4.4. Согласно ему местом реализации товаров (услуг) будет признаваться территория РФ по услугам, связанным с перевозкой товаров воздушными судами, которые оказываются российскими авиаперевозчиками, если пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами РФ, при этом судно совершает посадку в России и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом отправки товаров с территории РФ.
Также внесена поправка в п. 1 ст. 164 НК РФ. Напомним, что в этой норме Кодекса перечислены операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. Со следующего года в их число войдут вышеназванные услуги российских авиаперевозчиков (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Для применения нулевой ставки НДС авиаперевозчики должны будут представить в налоговый орган реестр относящихся к указанным операциям перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих:
- указание маршрута перевозки;
- подтверждение таможенных органов о том, что место прибытия товаров на территорию РФ и место убытия товаров с территории РФ совпадают.
В случае выборочного истребования налоговым органом отдельных документов, включенных в реестр, копии указанной первички представляются в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Такие изменения в части документооборота содержатся в новом п. 3.9 ст. 165 НК РФ.
Названные документы для подтверждения нулевой ставки НДС представляются налоговикам не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенного органа, подтверждающей убытие товаров с территории РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Трехлетний срок для вычета
В статье 172 НК РФ появилось новое правило. Законом № 382-ФЗ в эту норму Кодекса введен новый п. 1.1, согласно которому вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, можно будет заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Это новшество решит давний спор между налогоплательщиками и налоговыми органами. Напомним, что, по мнению контролирующих органов, вычет НДС можно заявить только в том налоговом периоде, когда выполнены все условия, предусмотренные п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. Если вычет осуществляется в налоговых периодах после того, как возникло право на такой вычет, налогоплательщики должны подать уточненную декларацию. Причем уточненку можно подать только в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором появилось право на вычет. Такая позиция изложена, например, в письмах Минфина России от 13.02.2013 № 03-07-11/3784 и ФНС России от 30.03.2012 № ЕД-3-3/1057@.
По данному вопросу высказал свою позицию и Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». В пункте 27 данного документа арбитры указали, что поскольку п. 2 ст. 173 НК РФ не предусмотрено иное, вычеты НДС могут быть отражены налогоплательщиком в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило о трехлетнем сроке подачи декларации по НДС должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в подаваемую уточненную декларацию.
Как видите, позиция высказанная Президиумом ВАС РФ, теперь нашла отражение в Налоговом кодексе. Для получения вычета необязательно подавать уточненную декларацию. Однако налогоплательщик должен уложиться в трехлетний срок после принятия товаров на учет.
Еще одно нововведение, которое содержится в п. 1.1 ст. 172 НК РФ: если счет-фактура получен от продавца после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, но до срока сдачи декларации по НДС за указанный налоговый период, покупатель вправе заявить к вычету сумму налога с того налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права были приняты к учету.
Изменен срок уплаты и сдачи декларации
Закон № 382-ФЗ внес изменения в ст. 174 НК РФ. Со следующего года плательщики НДС должны будут перечислять налог в бюджет не позднее 25-го числа (сейчас не позднее 20-го числа) каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также на пять дней увеличен срок и для сдачи декларации по НДС.
Реализация имущества банкрота
Благодаря изменениям, внесенным в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ (далее — Закон № 366-ФЗ), будет решена проблема с обложением НДС операций по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами. Заключается она в следующем.
Сейчас Налоговым кодексом обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации имущества банкрота возложена на покупателя, который признается налоговым агентом (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). Но перечисление НДС в бюджет налоговым агентом означает, что данный налог поступает в бюджет вне очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В связи с этим Пленум ВАС РФ в постановлении от 25.01.2013 № 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» указал, что при продаже имущества банкрота НДС должен исчислять и уплачивать в бюджет сам банкрот. С позицией ВАС РФ согласились и чиновники (письмо ФНС России от 10.07.2014 № ГД-4-3/13426@). Получается, что п. 4.1 ст. 161 НК РФ на практике не действует.
Закон № 366-ФЗ решил данную проблему кардинально. Операции по реализации имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами, включены в список операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Соответственно, п. 4.1 ст. 161 НК РФ, возлагавший на покупателя имущества банкрота обязанности налогового агента по НДС, признан утратившим силу.
Восстановление НДС
Закон № 366-ФЗ внес изменения в ряд положений главы 21 НК РФ, касающихся восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету.
Первое изменение касается случая восстановления НДС по товарам (работам, услугам), которые начали использоваться в операциях, облагаемых НДС по нулевой ставке. Сейчас принятый к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, подлежит восстановлению. А в момент определения налоговой базы по операциям, облагаемым по ставке 0%, восстановленный НДС принимается к вычету (подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Применение этой нормы на практике вызвало у налогоплательщиков вопросы. В частности, нужно ли восстанавливать НДС и затем обратно принимать его к вычету при каждом использовании основного средства в операциях, облагаемых по нулевой ставке, или НДС восстанавливается однократно? Минфин России считал, что НДС нужно восстановить только один раз (письмо Минфина России от 01.06.2012 № 03-07-15/56). Однако ВАС РФ решением от 26.02.2013 № 16593/12 признал данные разъяснения финансистов недействующими. Он отметил, что вопросы количества случаев восстановления НДС в отношении одного и того же объекта основных средств в Налоговом кодексе не решены. Поэтому разъяснения Минфина России об отсутствии у налогоплательщика обязанности повторно восстанавливать суммы НДС не основаны на нормах НК РФ.
Со следующего года проблема будет решена. Подпункт 5 п. 3 ст. 170 НК РФ признан утратившим силу. Таким образом, начиная с 1 января 2015 г. восстанавливать НДС по товарам (работам, услугам), которые начали использоваться в операциях, облагаемых по нулевой ставке, больше не нужно.
Второе изменение также касается восстановления НДС по основным средствам. Закон № 366-ФЗ ввел в главу 21 НК РФ новую ст. 171.1. Она устанавливает случаи и порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств. Отметим, что ее положения полностью воспроизводят действующий сейчас порядок восстановления НДС по основным средствам, установленный в абзацах пятом — девятом п. 6 ст. 171 НК РФ. Обратите внимание: со следующего года эти нормы утрачивают силу.
Единственное новшество — восстановить НДС нужно будет и в отношении сумм налога, предъявленного налогоплательщику (либо уплаченного или исчисленного налогоплательщиком) и принятого к вычету при приобретении на территории РФ или при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним. Сейчас НДС по воздушным и морским судам, а также по судам внутреннего плавания восстанавливать не нужно.
Третья поправка: в п. 8 ст. 145 НК РФ внесены изменения, уточняющие, в каком налоговом периоде нужно восстановить НДС при получении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по данному налогу в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Сейчас в данной норме Кодекса сказано, что налог следует восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение. Что понимать под последним налоговым периодом в случае, если компания переходила на применение освобождения не с первого месяца налогового периода, из названной нормы Кодекса было непонятно.
С 1 января восстановить налог нужно будет в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение. А в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение со второго или с третьего месяца квартала, восстановление сумм НДС производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.
И последнее изменение связано с восстановлением НДС при переходе на применение ПСН. В подпункте 2 п. 3 ст. 170 НК РФ содержится указание о необходимости восстановления НДС только в случае перехода налогоплательщика на применение УСН и ЕНВД. Минфин России в письме от 12.05.2014 № 03-07-14/22144 разъяснил, что восстанавливать НДС нужно и при переходе на ПСН. Ведь в этом случае товары (работы, услуги) начинают использоваться в не облагаемых НДС операциях, поскольку переход на ПСН освобождает предпринимателя от уплаты НДС (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).
Теперь законодатели добавили в список спецрежимов, при переходе на которые требуется восстановление НДС, и ПСН.
Возврат банковской гарантии
Введена обязанность налоговиков по возврату налогоплательщику банковской гарантии в случае отказа в возмещении НДС в заявительном порядке. Такой возврат должен быть осуществлен не позднее трех дней со дня получения обращения налогоплательщика о возврате.
Также у налоговиков появится обязанность уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении банка от обязательств по ней, в срок не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о возврате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, сумм налога, указанных в требовании о возврате. Соответствующие поправки в п. 8, 12 и 20 ст. 176.1 НК РФ предусмотрены Законом № 366-ФЗ.
Вычет по нормируемым расходам
Изменения, предусмотренные Законом № 366-ФЗ, исключили из п. 7 ст. 171 НК РФ положение о том, что если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Тем самым поставлена точка еще в одном спорном вопросе. Напомним, что проблема заключалась в следующем. В первом абзаце п. 7 ст. 171 НК РФ говорится о вычете НДС, уплаченном по расходам на командировки и представительским расходам. А во втором абзаце (который с 1 января 2015 г. утратит силу) — о том, что вычет НДС по нормируемым расходам осуществляется в размере, соответствующем указанным нормам. На практике возникали споры о том, относится ли второй абзац п. 7 ст. 171 НК РФ ко всем нормируемым расходам или только к расходам, упомянутым в первом абзаце (представительским и командировочным).
Минфин России считал, что абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ относится ко всем нормируемым расходам (письма Минфина России от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35, от 06.11.2009 № 03-07-11/285). У судов единого мнения на этот счет не было. Некоторые суды поддерживали позицию финансистов (п. 14 Рекомендаций научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 07.12.2006 № 4/2006). Другие считали, что абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ относится только к представительским и командировочным расходам (постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10).