В Госдуму внесено сразу несколько законопроектов, направленных как на ужесточение административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, так и на усиление государственного пожарного надзора за объектами капитального строительства, где возможно массовое скопление людей. В частности, предлагается предоставить органам федерального государственного пожарного надзора полномочия на контроль за строительством (реконструкцией) таких объектов.
В связи с произошедшим в марте этого года пожаром в торговом центре «Адмирал» в Казани и общим увеличением количества зарегистрированных пожаров за последние годы Государственный Совет Республики Татарстан выступил с законодательной инициативой и предлагает усилить федеральный пожарный надзор на объектах с массовым пребыванием людей.
Торговые центры и офисы будут проверять «с пристрастием»
Госсовет Республики Татарстан предлагает внести изменения в Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (соответствующий законопроект № 777760-6 внесен в Госдуму). В частности, выделить объекты капитального строительства, где возможно массовое пребывание людей, в отдельную группу — «объекты защиты особого статуса». К ним будут относиться:
- здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
- гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
- здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
- здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
А также отдельно стоящие здания общей площадью 3500 кв. м и более:
- театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и т.п.;
- музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
- здания организаций торговли;
- здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.
Для этих объектов предлагается ввести обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации, а также установить особенности организации и осуществления федерального пожарного надзора.
Пожарный надзор во время строительства необходим
В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственного пожарного надзора МЧС России с 1 января 2007 г. не вправе осуществлять проверку соответствия выполненных работ при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства проектной документации в части содержащихся в ней требований пожарной безопасности, это входит в предмет деятельности органов государственного строительного надзора. Кроме того, из ст. 55 ГрК РФ были исключены положения о необходимости предоставления застройщиком или заказчиком при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заключения органов государственного пожарного надзора МЧС России о соответствии построенного, реконструируемого или отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в области пожарной безопасности.
Как отмечается в пояснительных записках к законопроектам, в период с 2007 по 2014 г. количество пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга) возросло с 875 до 969. В период с 2013 по 2015 г. произошло более 20 крупных пожаров, в том числе в г. Владикавказе — в торговом центре «Поиск», в г. Черемхово Иркутской области — в торговом центре «Октябрь», в г. Кирове — в торгово-развлекательном комплексе «Фабрика», в г. Твери — в торговом центре «Радость», в г. Сарове Нижегородской области — в торговом центре «Атриум» и др. Анализ произошедших пожаров указывает на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации указанных объектов.
В связи с этим другая инициатива Госсовета Республики Татарстан связана с поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации (проект № 777765-6). Он предлагает предоставить органам федерального государственного пожарного надзора участвовать на всех стадиях строительства (реконструкции) объектов защиты особого статуса, включая выдачу заключения при государственной экспертизе проектной документации, осуществлении государственного надзора на этапах строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию, наряду с предусмотренным сейчас государственным строительным и экологическим надзором. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 49, 54 и 55 ГрК РФ.
Кроме того, предусматривается, что на таких объектах плановые проверки будут осуществляться органами федерального государственного пожарного надзора не реже одного раза в год, начиная с первого года эксплуатации. Срок проведения проверки будет составлять не более 20 рабочих дней, а в исключительных случаях будет продлеваться еще на 20 рабочих дней.
В настоящее время ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает, что срок проведения плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а для субъекта микропредприятия — 15 часов. По мнению авторов законопроекта, отнесение субъекта к малому или микропредприятию не означает, что они не могут иметь в собственности крупные объекты, в том числе торговые центры, да и для качественного обследования таких объектов на предмет обеспечения пожарной безопасности предусмотренного законодательством времени недостаточно.
Помимо усиления государственного пожарного надзора, предлагается ужесточить административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности (проект № 777749-6 федерального закона «О внесении изменений в ст. 20.4 и 23.1 КоАП РФ»). В частности, дополнить перечень административных наказаний, назначаемых юридическим лицам за нарушение этих требований (ч. 1—4 ст. 20.4 КоАП РФ), административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.