В письме от 22.04.2015 № 03-03-06/22913 Минфин России пришел к выводу, что расходы на мерчандайзинг должны учитываться для целей налога на прибыль в составе рекламных расходов. Но насколько справедливо такое требование?
Что такое мерчандайзинг
Определения мерчандайзинга в действующем законодательстве нет. На практике под этим термином понимаются мероприятия, осуществляемые в магазинах и направленные на продвижение того или иного товара. В основном они заключаются в выкладке товара специальным образом: на «ходовых» полках, в наиболее посещаемых покупателями местах магазина и т.д. Целью мерчандайзинга является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
АС Центрального округа в постановлении от 21.10.2014 № А62-1843/2013 указал, что под мерчандайзингом понимаются следующие услуги: осуществление представителями исполнителя выкладки товаров заказчика в магазинах; обеспечение наличия ценников напротив товара заказчика; информирование заказчика о наличии или отсутствии достаточного ассортимента или количества товаров в торговой точке для поддержания выкладки в соответствии с установленной планограммой; замена товара, утратившего товарный вид, на товар надлежащего качества; размещение временных рекламных материа лов по заданию заказчика.
Таким образом, услуги мерчандайзинга — это действия розничного продавца по размещению товара поставщика в магазине с целью стимулирования его продаж. Оказываться такие услуги поставщику могут как по отдельному договору, так и в рамках договора поставки товара.
Посмотрим, как следует учитывать расходы на услуги мерчандайзинга в целях исчисления налога на прибыль.
Минфин: мерчандайзинг — нормируемая реклама
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства разъяснили, что если целью заключения возмездного договора об оказании услуг мерчандайзинга являются действия исполнителя (покупателя — организации розничной торговли), направленные на привлечение внимания потенциальных покупателей к товарам заказчика (поставщика — продавца) путем применения специальных технологий выкладки товара, такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. А расходы заказчика по договору об оказании услуг мерчандайзинга при их надлежащем документальном подтверждении подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.
Отметим, что и ранее специалисты финансового ведомства указывали, что затраты на услуги, связанные с выкладкой товара в торговых точках, являются рекламными расходами и признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Такие разъяснения, в частности, содержатся в письмах Минфина России от 18.03.2014 № 03-03-06/1/11641, от 16.09.2011 № 03-03-06/1/556, от 12.08.2010 № 03-0306/1/542, от 02.11.2009 № 03-03-06/1/723, от 09.06.2009 № 03-03-06/1/371.
Суды: мерчандайзинг — в прочие расходы
По мнению судей, услуги мерчандайзинга рекламой не являются. Показательным в этом смысле является дело № А40-83540/12-116-180, рассмотренное ФАС Московского округа в постановлении от 18.02.2013.
Суть дела заключалась в том, что компания учла расходы на выкладку товара по договору мерчандайзинга в полном объеме в составе расходов на рекламу. Но налоговики при проверке посчитали, что учитывать эти затраты нужно в пределах норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ. Суд первой инстанции указал следующее.
Мерчандайзинг представляет собой совокупность услуг по размещению продукции в местах ее продажи, включая набор и способы маркетинговых действий исполнителя, конечной целью которых является стимулирование сбыта и увеличение объемов продаж такой продукции. Данный термин определяет фактический комплекс мер, направленных на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, определение наилучших мест торговой точки для расположения рекламных плакатов.
Выкладка товара представляет собой особое расположение товара на торговых полках, стендах, навесных, прикассовых полках, на иной торговой площади в местах продаж. Целью выкладки является привлечение внимания покупателей к товару, стимулирование к покупке определенной продукции. Указанная цель достигается грамотным расположением товара в месте продажи (учитываются определенная область торгового зала, уровень полок, а также иные факторы). Товар размещается на территории места продажи таким образом, что покупатель, входя в торговый зал, обращает внимание именно на товар конкретного производителя. Данный товар постоянно присутствует на прилавке, товар определенной категории располагается среди товаров такой же категории, что позволяет покупателю быстро сориентироваться в многообразии представленных в месте продажи товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В то же время выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара. Никаких дополнительных сведений, информации в результате выкладки товара покупатель не получает. Поэтому отождествление выкладки товара с его рекламой противоречит целям и сущности рекламной деятельности. А услуги по приоритетной выкладке товаров подлежат учету в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, Центрального округа от 04.12.2008 по делу № А35-6838/07-С21 (Определением ВАС РФ от 19.03.2009 № ВАС-2627/09 отказано в передаче дела на пересмотр).
Отметим, что есть решения судов, в которых говорится об учете затрат по приоритетной выкладке товара в составе рекламных расходов на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 по делу № А53-15050/2010, Московского округа от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10). Но в этих делах предметом спора был сам факт возможности учета таких затрат в составе расходов поставщика товаров, а не норма НК РФ, в соответствии с которой производится их учет. И поскольку компания отражала такие расходы в составе рекламных, суд просто подтверждал правомерность ее действий.
Итак, затраты на мерчандайзинг к рекламе не относятся, и их можно в полном объеме учесть в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. А в случае возникновения претензий со стороны налоговых органов свою правоту можно доказать в суде.