Письмо Минфина России от 24.04.2015 № 03-08-05/23613 будет интересно организациям, выплачивающим дивиденды иностранным компаниям. В нем финансисты рассказали, как применяются положения международных договоров в целях исчисления налога на прибыль, если фактическим получателем дохода является лицо — резидент третьего государства.
С 1 января 2015 г. в НК РФ введено понятие «лицо, имеющее фактическое право на доходы». Это лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над ней, или в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом (п. 2 ст. 7 НК РФ).
Допустим, при выплате дохода в виде дивидендов иностранной компании фактическим получателем дохода, исходя из положений п. 2 ст. 7 НК РФ, является лицо — резидент третьего государства. И с государством местонахождения иностранной компании, и с государством, резидентом которого является фактический получатель дохода, заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения. Положения какого из этих договоров и в каком порядке нужно использовать при налогообложении выплачиваемых дивидендов?
В комментируемом письме Минфин России указал, что согласно подп. 2 п. 4 ст. 7 НК РФ в такой ситуации должны применяться положения международного договора, заключенного РФ с государством, резидентом которого является фактический получатель дохода. При этом нужно учитывать положения п. 1.1 ст. 312 НК РФ, согласно которым, если в отношении полученных дивидендов иностранная организация признает отсутствие фактического права на их получение, положения международных договоров РФ могут быть применены к иному лицу, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей дивиденды, с предоставлением ей документов, указанных в ст. 312 НК РФ. Право на применение положений международных договоров РФ возникает у такого лица в той части, которая соответствует его доле участия в иностранной компании, признавшей отсутствие фактического права на доход.
Исходя из этих положений НК РФ, в письме сделан вывод о том, что при выплате российской организацией иностранной компании дохода, фактическим получателем которого является лицо — резидент третьего государства, применяются положения договора об избежании двойного налогообложения РФ с таким третьим государством (при его наличии). А при наличии двух и более фактических получателей дохода, являющихся резидентами разных государств, применяются соответствующие договоры об избежании двойного налогообложения с теми государствами, резидентами которых являются упомянутые фактические получатели такого дохода.
Обратите внимание, что соответствующие международные договоры применяются к той части дохода, которая соответствует доле участия фактического получателя дохода в иностранной компании, которой выплачивается доход. При этом для применения положений международных договоров у российской организации должны быть подтверждения о том, что фактические получатели дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми заключены международные договоры, заверенные компетентными органами этих государств.