Письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-03-06/27132 будет интересно компаниям, чьи работники заняты на работах с опасными и (или) вредными условиями труда. В нем финансисты рассказали, как в целях налога на прибыль учитывается оплата дополнительных отпусков таким работникам по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 г.
Старые правила
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен ежегодно предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ).
До 1 января 2014 г. минимальная продолжительность такого отпуска и условия его предоставления определялись в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 117 ТК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.). Такой порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Согласно этому документу дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлялся по результатам аттестации рабочих мест. При этом его продолжительность должна была быть не менее семи календарных дней.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 Минздравсоцразвития России было дано поручение в зависимости от класса условий труда установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Но это поручение так и не было выполнено. В письме от 22.04.2011 № 22-4-1479 Минздравсоцразвития России разъяснило, что до утверждения соответствующих нормативных актов дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день за работу с вредными условиями труда предоставляются в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22. Согласно этому Списку продолжительность дополнительного отпуска могла варьироваться от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от профессии работника.
Новые правила
С 1 января 2014 г. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется, только если условия труда на их рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени, либо к опасным условиям труда (ст. 117 ТК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 г.). Минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь календарных дней. При этом длительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Данные изменения были внесены в ст. 117 ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“». Пунктом 3 ст. 15 этого закона установлено, что порядок и условия осуществления комплексных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на работника, не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу названного Федерального закона. Но есть условие: у работника должны сохраниться соответствующие условия труда на рабочем месте, явившиеся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, если работнику до 1 января 2014 г. предоставлялся, например, 12-дневный дополнительный отпуск, установленный по результатам аттестации его рабочего места, то и после этой даты продолжительность этого отпуска должна быть не меньше 12 дней, если условия его труда не изменились.
Оплату можно учесть
В комментируемом письме Минфин России отметил, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г., определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателем аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Пункт 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ предписывает сохранять за работником продолжительность дополнительного отпуска, установленную до 1 января 2014 г. по результатам аттестации.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ).
Исходя из этих положений законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к следующему выводу: при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 г., при условии сохранения условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер в соответствии с законодательством РФ.