Правительство РФ выступило с инициативой освободить малый бизнес на три года — с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. — от плановых проверок и подготовило соответствующие поправки в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (законопроект № 814738-6). Не успело правительство внести законопроект в Госдуму (13 июня 2015 г.), как та приняла его в первом чтении уже через три дня, на заседании 17 июня. Надеемся, что темпы сохранятся и до летних депутатских каникул проект будет принят.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается дополнить новой ст. 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016—2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». В соответствии с ней с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Вводимый, по сути, запрет на плановые проверки коснется не всех субъектов малого предпринимательства.
Он не будет распространяться на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством России в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сейчас этот перечень утвержден постановлением Правительства России от 23.11.2009 № 944, и в него включено девять видов деятельности, связанных в основном с медициной, образованием и детским отдыхом.
Но это не единственное исключение.
В график плановых проверок могут попасть юридические лица и индивидуальные предприниматели в случае, если в отношении них ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства Российской Федерации или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет. В таких случаях право решать, включать или не включать таких «штрафников» в ежегодный план проверок, законопроект предоставляет органу государственного контроля (надзора), органу муниципального контроля.
При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе будут обратиться в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с заявлением об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении них, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение установленного новой статьей закона запрета.
Для того чтобы удостовериться в добропорядочности субъектов малого предпринимательства, органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 гг. обязаны будут проверить с использованием межведомственного информационного взаимодействия информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного взаимодействия установит правительство.
Предлагаемый законопроектом запрет на проведение плановых проверок не будет также распространяться на следующие виды государственного контроля (надзора):
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
- государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
- федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
- федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
- лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
- внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
И наконец, если плановая проверка была проведена с нарушением установленных требований, это будет являться грубым нарушением требований законодательства, с соответствующими последствиями признания недействительности результатов такой проверки.