Если ваш поставщик в счете-фактуре рассчитал НДС с использованием ставки в размере 18%, в то время как должен был применять нулевую ставку, можете быть уверены — налоговые органы при проверке снимут вычет налога. Причем оспорить такое решение в суде вряд ли удастся. Подтверждение тому — Определение Верховного суда РФ от 18.12.2015 № 304-КГ‑15989.
Суть да дело
Налоговики провели в компании проверку правильности исчисления и уплаты в бюджет НДС. По ее итогам был доначилен налог на сумму более 3 млн руб. Вот что послужило поводом для доначислений.
Компания заключила договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожных вагонов для осуществления международных перевозок. Данный подвижной состав использовался компанией для осуществления поставки угля по экспортным контрактам в таможенном режиме экспорта. Исполнитель выставил организации счет-фактуру, в котором указал ставку НДС в размере 18% и сумму налога по этой же ставке. Указанную в счете-фактуре сумму налога организация-заказчик и приняла к вычету.
Однако налоговики пришли к выводу, что НДС принят к вычету неправомерно, так как исполнитель не имел права использовать ставку в размере 18%, а должен был применить нулевую ставку НДС. Ведь спорные операции являются экспортными. В связи с этим счет-фактура был признан оформленным с нарушениями, которые не позволяют принять «входной» налог к вычету.
Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. В обоснование жалобы организация указала, что налогообложение операций по подаче вагонов под погрузку осуществляется по ставке 18%. Кроме того, исполнитель не подтвердил применение нулевой ставки.
Ошибка признана фатальной
Суды трех инстанций, а впоследствии и Верховный суд РФ, признали действия налоговых органов правомерными и отказали компании в вычете суммы «входного» НДС по спорным счетам-фактурам. Приведем аргументацию судов.
В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по нулевой ставке производится при реализации услуг по международной перевозке товаров. При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Данная норма Кодекса распространяется на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, а также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Суды пришли к выводу, что услуги по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку являются неотъемлемой частью перевозочного процесса, оказываемого российской организацией, не являющейся перевозчиком, для осуществления железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров. Поскольку ставка НДС по реализации услуг по международной перевозке товаров составляет 0%, исполнители при реализации услуг по международным перевозкам, в том числе оказываемых российскими организациями по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку для международных перевозок, должны выставлять покупателю услуг счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС.
Применение подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ разъяснено в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. В нем арбитры указали, что при толковании указанной нормы судам необходимо учитывать, что оказание услуг по международным перевозкам несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку в размере 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1, 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Кроме того, суды указали, что нормами главы 21 НК РФ не предусмотрено право налогоплательщика на изменение по своему усмотрению законодательно установленной ставки налога.
Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу полностью на стороне налоговых органов (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 № 14555/05, ФАС Уральского округа от 09.12.2008 № Ф09-9207/08-С3, Центрального округа от 11.12.2007 № А36-103/2007). Так что спорить с проверяющими не имеет смысла.