В нынешнем кризисе больше всего пострадали торговля и население

| статьи | печать

Кризис кризису рознь. В 2008—2009 гг. сильнее всего упали обрабатывающие отрасли, сейчас самую плохую динамику демонстрирует торговля, сокращение объемов которой произошло в результате падения доходов населения. Экономисты отмечают, что наиболее пострадавшими в ходе этого кризиса оказались простые граждане, ведь торговля, по крайней мере, увеличила прибыль.

За прошлый год российский ВВП, по данным Росстата, сократился на 3,7%. С точки зрения факторов спроса падение произошло за счет снижения конечного потребления населения (–5,4 п.п.), валового накопления основного капитала (–1,6 п.п.), а также уменьшения запасов (–2,2 п.п.). В целом весь внутренний спрос (включая запасы) внес в динамику ВВП прямой отрицательный вклад в размере –9,6 п.п.

Вместе с тем, по мнению экспертов Центра развития ВШЭ, здесь нужно учитывать вклад импорта, который сокращался вместе со спросом (своего рода косвенный вклад динамики внутреннего спроса, но с противоположным знаком). Таким образом, получается более скромный отрицательный вклад спроса в динамику ВВП в размере –4,2 п.п. При этом падение валового продукта было смягчено увеличением экспорта товаров и услуг на 3,1% (+0,9 п.п. к ВВП).

Счет ВВП методом производства показывает, что падение наблюдалось почти во всех секторах экономики. Наибольший негативный вклад в создание ВВП внесли оптовая и розничная торговля (–1,4 п.п. к приросту валового продукта), обрабатывающая промышленность (–0,6 п.п.) и строительство (–0,4 п.п.), а также фактор чистых налогов на продукты (–0,9 п.п.). При этом рост добавленной стоимости добывающих производств на 1,1% (в результате наращивания экспорта нефти и нефтепродуктов и восстановления экспорта газа в Европу) и сельского хозяйства — на 3,5% (за счет сравнительно урожайного года, эффекта девальвации и контрсанкций), напротив, прибавил к ВВП в целом 0,2 п.п.

Структура спада изменилась

Нынешний кризис лишь отчасти похож на кризис 2008—2009 гг. Прежнее пике российской экономики сопровождалось мировым финансовым кризисом, снижением российского экспорта в физическом выражении (на 4,7% в 2009 г.). Вдобавок ему сопутствовал чрезмерный оптимизм со стороны предприятий и государства в отношении перспектив экономического роста в России, что привело к избыточным инвестициям в основной капитал и в запасы.

Существенно отличаются показатели спада ВВП (–7,8% в 2009 г. против –3,7% в 2015 г.), а также его структура. В текущем кризисе обрабатывающие производства внесли отрицательный вклад в динамику ВВП в размере –0,6 п.п. по сравнению с –2,2 п.п. в прошлый кризис (тогда именно этот сектор пострадал больше всех).

В 2015 г. самое сильное падение наблюдается в торговле (–1,4 п.п. против –1 п.п. в прошлый кризис). В розничной торговле сказалось падение реальных зарплат населения на 9,5% (в 2009 г. — сокращение на 3,5%), обусловленное более сильным ослаблением рубля (на 34% по сравнению с 15% в 2009 г., по номинальному эффективному курсу). При этом сектор «транспорт и связь» в нынешний кризис (–0,1 п п.) в результате роста экспортных поставок чувствовал себя гораздо увереннее, чем семь лет назад (–0,7 п.п.). «Таким образом, основной удар в нынешнем кризисе пришелся на население», — делает вывод аналитик ЦР ВШЭ Николай Кондрашов.

Можем завязнуть на уровне 2008 г.

По-иному выглядит динамика выпуска базовых видов экономической деятельности в 2015 г. После снижения в I и II кварталах 2015 г. на 3,1 и 2,3% соответственно выпуск рос в III и IV кварталах по 0,2% (сезонность устранена). ВВП, по предварительным данным за первые три квартала, демонстрировал схожую динамику.

«Примечательно, что уровень экономической активности (измеряемый как показателем ВВП, так и показателем выпуска базовых отраслей) после падения на протяжении двух кварталов вернулся к пиковым уровням, предшествующим прошлому кризису, и в III—IV кварталах 2015 г. находился около этих уровней, — подчеркивает Н. Кондрашов. — И если такой показатель, как объем строительства, даже ранее 2015 г. был ниже уровней 1-го полугодия 2008 г., то, к примеру, розничный товарооборот, который в 2014 г. в среднем превышал пиковый уровень сентября 2008 г. примерно на 18%, к декабрю 2015 г. отстоял от него всего на 3%».

Похожую оценку экономической динамики дает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев: «Самая глубокая часть кризиса была пройдена где-то к концу II квартала. Начиная с III квартала наметилось движение в позитивную сторону. Такие основания, может быть, для не очень существенного и не очень пока уверенного, но роста стали возникать».

Однако стабилизация экономической динамики, по мнению Н. Кондрашова, во 2-м полугодии 2015 г. может быть расшатана снизившимися ценами на нефть, ускорением инфляции, обострением фискального кризиса. «Мы ожидаем, что падение ВВП в 2016 г. составит не менее 1% (при ценах на нефть Urals не выше 40 долл. за баррель), с отсутствием реальных перспектив роста в 2017 г. более чем на 1%, — дает прогноз ученый. — В этот кризис роль фактора запасов слабее, экспорт в физическом выражении находится на максимуме (в прошлый кризис эти факторы, вкупе с ростом цен на нефть, обеспечили быстрое восстановление ВВП). Сейчас же для уровня экономической активности в России просматривается реальная перспектива остаться в 2008 г., и надолго».

Динамика основных макропоказателей в кризисные годы, %


2009

2015

ВВП          

–7,8          

–3,7

Промышленное производство            

–10,7   

–3,4

Добыча полезных ископаемых        

–2,8     

0,3

Обрабатывающие производства             

–15,2   

–5,4

Производство и распределение э/э, газа и воды  

–2,7    

–1,6

Сельское хозяйство                                   

1,4      

3,0

Транспорт                                                   

–10,1

0,2

Розничная торговля                                

–5,1    

–10

Реальная зарплата                                          

–3,5      

–9,5

ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ